[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:27 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время** **Вся к Тебе чают.** И люди, и стаи диких зверей, и скоты, и пресмыкающиеся не могли бы пропитаться, если бы Бог не снабжал их необходимым для жизни. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время** От Тебя, го­ворит, все создания во время получают то, что всякому нужно. Не­разумные животные ищут пищи, и не знают, кто дает им ее, но получают ее от Творца. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время** От Тебя говорит Пророк, во всякое время приемлют потребное; ибо безсловесныя, хотя сами ищут себе пищу, и не знают Подателя, однако же получают ее от Творца. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время** Все, говорит, животные и словесные и бессловесные и птицы и земноводные ожидают от Тебя, Господи, чтобы Ты дал им нужную для них пищу. Ибо и самые бессловесные некоторым естественным способом надеются получить во время потребности от Бога свою пищу, как мы сказали, изъясняя слова: чтоб испросить у Бога пищу себе. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-30 **Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу тебе им, соберут: отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся: послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли** //Днем и ночью воды и земли полны жизни и движении и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой// Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь "сокроет лице", не дает им пищи, и возрождается, когда Господь "посылает свой дух", когда снова возвращает всему живущему свою милость. Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 27–30 **Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли** Всю эту речь пророк обращает прямо к лицу Божию и говорит, что все живущие в «//морях и во всех безднах//» (как в [[old:ps:134:06|Пс. 134:6]]) с надеждою взирают на Тебя, Господи, ожидая (**вся к Тебе чают**), чтобы Ты давал им пищу их в свое время (**во благо время, когда им нужно, заблаговременно**). И когда Ты даешь им, они принимают (**соберут**). Бывают времена, и нередко, когда Господь Бог посылает глад на землю, последняя бывает суха и бесплодна, и тогда бедствуют не только люди, но и все животные, не имея возможности собрать себе в достаточном количестве пищу. И напротив, когда Господь Бог уплодотворяет землю, тогда Он как бы отверзает щедрую руку Свою, и тогда всяческая (и люди, и звери, и скоты, и всякого рода животные) исполняются благости, получают от Господа Бога **всякое благо**. «Писанию свойственно, – говорит блж. Феодорит, – принимать «руку» за действие уделения. Так и здесь **рукою** назвал силу, уделяющую благо, и глаголом **отверзать** выразил легкость подаяния благ: как легко протянуть наклоненные к ладони пальцы (т.е. отворить руку), так не трудно Ему и дать изобилие всех благ» [6, с. 496]. А далее пророк говорит: «когда сокроешь лице Твое – мятутся» (**отвращшу же Тебе лице, возмятутся**), смущаются, и в следующих словах от животных вообще переносится мыслию, в частности, на людей, которые, лишаясь милости и благоволения Божия, смущаются, печалясь о таком лишении своем. И наконец, когда возьмет душу их от тела (**отъимеши дух их, и изчезнут**), они умирают, кончают земную жизнь свою и возвращаются в землю, из которой взяты (**и в персть свою возвратятся**). А следующими далее словами: **поспеши Духа Твоего, и созиждутся**, – пророк напоминает людям о восстановлении их к новой жизни будущего века, чрез воскресение из мертвых, силою Духа Святого. Некоторые из отцов Церкви в послании Духа Святого и в созидании новой твари разумеют обновление человечества благодатию Святого Духа, которая подается в таинстве крещения. «Посылаемым от Тебя, Господи, **Духом** Святым, – говорит св. Исихий, – разумные твари, т.е. люди, вновь **созидаются**, совлекшись ветхого человека, облекаются «//в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины//» [[new:ef:04:|(Еф. 4:24)]], и через них обновляется лице земли, так же, как оно обновляется в мире животных рождением и появлением на земле новых животных вместо тех, которые исчезли и возвратились в персть земную. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]