[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:31 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих** **Возвеселится Господь о делех Своих.** Какое же дело Его? То, которое совершил, обновив нашу природу. Ибо пророк дает этим разуметь будущее боговедение людей, когда возвеселится Бог не о том, что поклоняются Ему, но о том, что узрит спасаемых. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих** Справед­ливо, говорит, чтобы Он был всегда всеми воспеваем. **«Возвеселится Господь о делах Своих»**. Этим предрек будущее познание Бога людьми. Когда люди освободятся от прежнего обольщения и по­лучат познание Бога, Бог будет радоваться, не на их поклонение, но при виде их спасения. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих** **«Буди слава Господня во веки»**, то есть, справедливость требует всегда и всем песнословить Господа. **«Возвеселится Господь о делех Своих».** Сим предрек Пророк будущее Боговедение людей. Ибо когда люди освободятся от прежней прелести и приимут познание о Боге, Бог возвеселится не о том, что покланяются Ему, но о том, что увидит спасенных. ===== Евфимий Зигабен ===== **Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих** **Буди слава Господня во веки** Да будет, говорит, слава Господу вечною и бесконечною за то, что Он одни из вышеупомянутых благодеяний уже совершил, другие совершает до ныне, а иные имеет совершить в будущем веке. //Григория Нисского//: Быть может, упомянув о воскресении, присовокупил к нему славу Господа, имеющую открыться в будущем веке, когда преклонится пред Ним всякое колено. А мы, в короткое время узнав чрез пророка действие благодати (т. е. воскресения) из слов: пошлешь Духа Твоего, и созиждутся, скажем с пророком: буди слава Господу во веки за те упомянутые дела, которые Он сделал, делает и имеет сделать. **Возвеселится Господь о делех своих** Господь, говорит, возвеселится, как о творении и создании мира, так и о тех делах, которые совершил и имеет совершить чрез домостроение свое во плоти. По словам //Дидима// и //Григория Нисского//, Бог привел в бытие твари, не потому, чтобы Он нуждался в чем-нибудь, но чтоб они участвуя в Нем, по мере способности, насладились оным, а Он веселился, видя их веселящимися. Так как веселие Бога бесстрастно, ибо и божество бесстрастно. Ибо в том, у кого не может быть ничего неожиданного, над кем не имеет власти никакое зло, и с кем неразлучна всякая добродетель, и всякое, какое только возможно, добро,—могло быть веселие только по разуму, бесстрастное и неизменное; ибо добродетель и благость соединены с веселием. //Златословесного//: Давид сим означает то, что Бог радуется жизни существ, а не погибели. Он не утешается погибелью живущих. //Феодорита//: Сими словами предсказал о будущем богопознании людей. Ибо, по освобождении людей от прежнего заблуждения и принятия ими богопознания, Бог возвеселится не потому, что Ему покланяются, но потому, что видит спасающихся. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 31-35 **Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих: призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь: да усладится ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа** Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением (//"да веселится"//) к Нему, как всемогущему существу, Которое так заботится (//"призирает"//) о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения. [[old:ps:102:start|102]]-й псалом - пятый в шестопсалмии. Указавши и раскрывши ранее ([[old:ps:087:start|87]] Пс) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи. [[old:ps:103:start|103-]]й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа. По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе. "Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями". Псалом "Благослови, душа моя, Господа"... представляет шедевр этого рода... Гораций остается далеко позади этой поэзии (//Шатобриан//). "Можно сказать, что [[old:ps:103:start|103 псалом]] заключает в себе единственный эскиз мира" (//А. Гумбольт//). **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 31–32 **Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих: призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся** Обозрев все дела Божественного творчества и мироправления и усматривая в них всемогущую силу Божию, Его благость и премудрость, пророк желал бы, чтобы все твари непрестанно, вместе с ним, славили Его не только за то, что Он уже соделал и не перестает совершать на пользу их, но и за то, что имеет совершить для них в будущем, и потому он восклицает: **Да будет Господу Богу слава во веки**! В преизбытке благодарственных чувств своих к Богу за все Его милости и благодеяния, он и этим как бы не довольствуется, а выражает новое благожелательное чувство в отношении к Богу: **да возвеселится Господь о делех Своих**, т.е. чтобы люди, непрестанно славя Бога, поставили себя верою и добрыми делами в такие благоговейные отношения к Нему, чтобы Он не имел причин сожалеть или раскаиваться в том, что сотворил человека, как это было пред потопом и как рассказано о сем в [[old:gen:06:start|6-й]] главе книги Бытия. Естественно, что Господь Бог, как чадолюбивый Отец, радуется и веселится, когда видит людей как благонравных и богобоящихся чад Своих, и напротив – скорбит и гневается, когда видит их как непокорных и злонравных рабов своих. Господу Богу, в состоянии гнева Его и негодования на неправды и злобу нечестивых людей, достаточно грозным оком воззреть на землю, чтобы произвести землетрясение (**призирает на землю, и она трясется)**, достаточно коснуться гор, и они задымятся. Что и было с горою Синайскою в то время, когда сошел на нее Господь: «//и восходил дым, как дым пещный//» [[old:ish:19:18|(Исх. 19:18)]]. «Одно явление Божие, – говорит блж. Феодорит, – приводит в колебание землю и горы исполняет огня и дыма» [6, с. 497]. А св. Афанасий Александрийский под горами разумеет «сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служит дым» [3, с. 335]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]