[<10>] ====== Толкования на Пс. 103:32 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся** **Призираяй на землю, и творяй ю трястися.** Присовокупляет слово и о всеобщем суде, который внушить страх всем живущим на земле. Ибо нет человека, который бы не убоялся того страшного Божественного судилища. **Прикасаяйся горам, и дымятся.** Горами называет сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служить дым. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся** Справедливо прибавил это, показывая, что божественная природа ни в чем не нуждается. Не как нуждающийся Он радуется, принимая поклонение, но как желающий спасти указывает истину, и будучи в состоянии наказать не налагает наказания, хотя одним явлением Своим потрясает землю и исполняет горы огня и дыма. Так было на горе Синайской: явившись там, Он всю гору облек дымом. **//Беседа на псалом 103.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся** Какое страшное величие! Буду же я петь Господу при жизни моей, пока я существую: все возбуждает меня к пению чудес премудрости и благости Божией. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Призираяй на землю, и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся** Кстати присовокупил сие Пророк, научая, что естество Божие ни в чем не имеет нужды. Угодно Богу поклонение, не потому что имеет в нем нужду; но потому что хощет спасти, указует истину; и хотя может наказать, не налагает наказания, между тем как одно Его явление приводит в колебание землю, и горы исполняет огня и дыма. Сие совершил Он и на горе Синае, – потому что, когда нисходил на нее, всю гору показал дымящеюся. ===== Евфимий Зигабен ===== **призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся** **Призирай на землю, и творяй ю трястися** Сие исполняется при землетрясениях: потому что Бог по причине человеческих грехов смотрит на землю со гневом; а земля, не перенося гневного Божия взора, трясется и трепещет по некоторому естественному, или лучше сказать, сверхъестественному и непонятному сочувствию, как говорит //Афанасий//. //Златословесного//: Помысли, сколь огромное тело своим воззрением на него приводить в сотрясение и заключай отсюда о неизреченной силе Его. Царь, когда хочет перекопать каменную гору, не употребив для сего машин, не может сделать сего; а Он одним воззрением своим на землю приводить ее в трепет, как бывает во время землетрясения. //Афанасия//: Быть может, сказав о воскресении, здесь присовокупляет и о всеобщем суде, который во всех находящихся на земле произведет страх. А горами называет противные силы, которые и сожжет во время суда, что выражается дымом. **Прикасаяйся горам, и дымятся** Бог, говорит, прикасается, или приближается к горам, и они, не перенося приближения Божия, дымятся, как дымится трава, когда придвигается к ней огонь, что действительно случилось с горою Синайскою, которая, как говорит Писание, вся дымилась: гора Синай дымилась вся по причине схождения на нее в виде огня Бога; и восходил дым, как дым из печи [[old:ish:19:18|(Исх. 19, 18)]]. Впрочем выражения: призирающий и прикасающийся, должно понимать богоприлично. ===== Лопухин А.П. ===== **призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся** См. Толкование на [[old:ps:103:31#lopuxin_ap|Пс. 103:31]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся** См. Толкование на [[old:ps:103:31#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 103:31]] [<10>]