[<10>] ====== Толкования на Пс. 104:26 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 26-27 **Посла Моисея, раба своего, Аарона, егоже избра себе. Положи в них словеса знамений своих и чудес своих в земли Хамове** **Посла Моисея раба Своего,** и проч. Ибо Моисею и Аарону только открыл **словеса знамений,** как превратить воду в кровь и совершить прочие чудеса. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 26-27 **Посла Моисеа раба Своего, Аарона, егоже избра Себе: положи в них словеса знамений Своих и чудес Своих в земли Хамове** Рассказ псалмопевца согласен с историей. Вкратце он го­ворит, что, достаточно наказав народ еврейский по заслугам его, Бог посылает к нему тех, чрез которых сотворил чудеса, с одной стороны наказывая египтян, с другой – утверждая евреев в познании Себя. Причину же знамений Он раскрыл только Моисею с братом; так как они одни были разумными, то им одним Он и показал разумное понимание, чтобы они знали, по какой причине вода обратилась у египтян в кровь, какая была причина каждого явления в отдельности, почему эти явления совершились в таком порядке и чему они служат образами или символами? Так как не все в си­лах сами по себе удаляться от вредного, то столь слабым Бог посылает сильных – в качестве путеводителей и вождей на пути к добру. Таковы суть: закон Божий, в лице Моисея, и священни­ческое слово, носителем которого был Аарон. Они двигали языком, служили устами Богу и издавали слова, а вся сила исходила от Него. **//Беседа на псалом 104.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 26-27 **Посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе. Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове** Назначая Моисея и Аарона быть служителями и содейственниками в освобождении единоплеменников, Бог дал им силу чудотворения. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 26-27 **Посла Моисея, раба своего, Аарона, егоже избра себе. Положи в них словеса знамений своих и чудес своих в земли Хамове** Бог, говорит, послал в Египет к фараону раба своего Моисея и брата Моисеева Аарона и дал им повеления свои о знамениях и чудесах, т. е. повелел производить бывшие в Египте знамения и чудеса; или объявил им причины знамений и чудес и те способы, которыми надлежало им производить их. Некоторые думают, что знамения и чудеса одно и то же; а другие знамениями называют то, что происходило и вредило по природе, какова была болезнь на египетский скот; а чудесами (τέρατα) то, что было не по природе, каково было изменение воды в кровь, как мы сказали в 77-м псалме, при изъяснении слов [[old:ps:077:43#evfimij_zigaben|43]]-го стиха следующих: как положил в Египте знамения и чудеса свои; ибо Давид и там повествовал об оказанных евреям Богом благодеяниях. Но там начал повествовать о них по исходе Израильтян из Египта и другим способом. //Златословесного//: Положил у них слова знамений, т. е. делая их служителями освобождения единомысленников их, вверил им силу чудотворения. Итак, они были только служителями; а все совершал Он и был вождем народа. Они двигали язык и давали Богу взаймы уста свои и произносили слова; а вся сила обитавшая в них была от Него. //Оригена//: Ибо слова (причины) свои, по которым производились все дела, объявил и открыл своим служителям, например: что значит превращение воды в кровь, что значат и прочие знамения, чтобы не было неизвестно, но каким словам и по каким причинам и каким способом каждое из них производилось; и что сии происшествия изображали и выражали. А знамение, по словам //Василия//, есть такая явная вещь, которая была обнаружением чего либо в ней таившегося и скрытного в нем, каково было знамение Ионы, которое представляет вход во ад и опять исход из мертвых для тех, которые могут понимать таинственное слово событий. Писание называет знамениями то, что странно и выражает таинственное слово (причину). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Посла Моисеа раба Своего, Аарона, егоже избра Себе** См. Толкование на [[old:ps:104:26#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 104:26]] [<10>]