[<10>] ====== Толкования на Пс. 104:39 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию** Одно и тоже облако днем служило для них шатром и защищало от знойных лучей, а, ночью делаясь огневидным, освещало им путь. **//Беседа на псалом 104.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию** Ибо тоже облако днем служило для них сению, и не допускало до них палящих лучей солнечных, а ночью, делаясь огневидным, доставляло им освещение. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 39-41 **Распростре облак в покров им и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели** (перепелы)** и хлеба небеснаго насыти я. Разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных **(местах целые)** ржи** Рассказав кратко о язвах, наведенных Богом на египтян, Давид теперь обращает слово к благодеяниям, оказанным Богом евреям, т. е. что днем Он покрывал их облаком, а ночью столбом огненным; что дал им перепелов и манну, которую называет здесь хлебом небесным; что из камня извел воду и напоил жаждущих, где реками называет разные потоки воды, которые, по //Феодориту//, текли из камня, в безводных, разумеется, местах; где, по словам //Златоуста//, нельзя найти и влаги, как мы говорили о том подробно в [[old:ps:077:15#evfimij_zigaben|77]]-м псалме, где и можешь видеть изъяснение сего, почему и нет надобности повторять оное здесь. Слова //Златоуста//: Видишь ли безбедную жизнь? Видишь ли удивительное и преславное дело? Видишь ли, как творение употреблено на службу? Когда солнце беспокоило их днем своими пламенными лучами, облако сделалось для них покровом; и столп рассеивал для них тьму, служа им в одно и то же время и светом и руководителем. Ибо столп облачный заслонял их днем и столп огненный светил им ночью, и оба вместе указывали им путь. //Исихий// говорит, что манну называет небесною, не потому, что она падает с самого неба, но что она сходила с висевшего над главами их воздуха (который и священное Писание часто называет небом), и вместе потому, что она была образом того небесного хлеба, который дан в церковном Таинстве. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 39–41 **Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки** Итак, несмотря на все опасности и многочисленные затруднения, народ израильский выведен был из Египта. Но и здесь Господь Бог не оставил его без Своей всесильной помощи, и для того, чтобы показать эту помощь, Он не повел народ по прямой дороге к земле Филистимской, которая была близка, а повел дорогою пустынною к Чермному морю (т.е. Суэзскому заливу). Господь шел пред народом днем в «столпе облачном» (**распростре облак в покров им**), а ночью – в столпе огненном, чтобы освещать и указывать им путь (**еже просветити им нощию**). По чудесном переходе через Чермное море, когда евреи увидели, что они находятся в пустыне, на них напал страх оттого, что они, по недостатку запасенного хлеба, думали, что должны будут умереть от голода, о чем с ропотом заявили они Моисею и Аарону, которые и объявили им от имени Божия, чтобы не теряли надежды на Бога, что Он не оставит их без Своей помощи. И действительно, по слову Божию, вечером налетели перепелы (**приидоша крастели**) и покрыли стан. Евреи наловили их и напитались. А на следующее утро был «слой росы» вокруг стана, и когда роса поднялась, то вот на поверхности пустыни что-то круглое, мелкое и белое, как иней на земле, и на вкус оно было, как лепешка с медом. Когда они увидели это, сказали: «Ман-гу? что это?» Моисей сказал им: «Это хлеб, который дал вам Господь с неба» в пищу. Так Господь Бог **хлеба небесного насыти я**. Когда они стояли станом в Рефидиме, близ горы Хорива, и не было у них воды, тогда опять с ропотом требовали от Моисея воды. Господь повелел Моисею ударить жезлом по скале. Моисей исполнил повеление Божие, и Господь **разверзе камень, и потекоша воды, в безводных местах потекли реки**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]