[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим** См. Толкование на [[old:ps:105:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 105:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим** Название **«к народу Твоему»** здесь относится к новому народу – к Церкви из язычников, которую Господь удостоил спа­сения; а о народе еврейском пророк молится, чтобы он был допу­щен к участию в этом спасении. Какое же благоволение и какое посещение предполагает здесь псалмопевец, если не то, какого удо­стоил нас Бог Слово Своим воплощением? И явившиеся пастухам (в Вифлееме) ангелы называли тайну воплощения благоволением. //«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»// [[new:lk:02:14|(Лк. 2:14)]], взывали они, славословя. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим** Здесь Пророк подразумевает народ новый и церковь из язычников, которую Господь сподобил спасения, и общение с которою восхищать себе поучаются и Иудеи. Согласно же с сим разумением и присовокупляемое. ===== Евфимий Зигабен ===== **Помяни нас, Господи, во благоволении людей твоих; посети нас спасением Твоим** Предвидя домостроительство воплощения и новый христианский народ, Давид просит, чтобы и он был тогда вспомянут Богом, где благоволением называет избрание такового народа, по изъяснению //Феодорита//. Вспомни, говорит, Господи, чтобы и нас причислить к нему. Или говорит о том благоволении, о котором говорили ангелы во время рождения Господа: к человекам благоволение [[new:lk:02:14|(Лук. 2,14)]], То же самое он покажет и в следующих словах для большего усилия своего прошения. Посети, говорит, и меня, Господи, тем спасением, которое имеет быть совершено Тобою для всего мира и которое, по словам //Златоуста//, есть вочеловечение Христа, ибо Он, говорит, спасет народ свой [[new:mf:01:21|(Матф. 1,21)]]. Слова //Златоуста//: Бывает посещение и наказанием; потому-то он просит посещения спасением. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Помяни нас, Господи, во благоволении людий Твоих, посети нас спасением Твоим** О если бы и на нас открылась эта милость и могущество Божие, если бы и мы – избранные – сделались счастливыми и получили повод к радостному прославлению Господа. **Благоволение** [[new:lk:02:14|(Лк. 2:14),]] которое Бог оказывал народу Своему, как народу завета, как наследнику Своему. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Помяни нас, Господи, во благоволении людий твоих, посети нас спасением твоим, видети во благости избранныя твоя, возвеселитися в веселии языка твоего, хвалитися с достоянием твоим** //Вспомни, обо мне, Господи, и дай увидеть благоденствие Твоих избранников, спасенных от народов// Писатель молит Господа спасти его народ и дать ему вместе с последним радоваться проявленному Его благоволению. Народ представляется здесь находящимся в тяжелом положении и нуждающимся в спасении. По сопоставлению с [[old:ps:105:47|47]] ст. уясняется, что молимое "спасение" есть собрание из рассения среди языческих народов, т. е. возвращение из плена вавилонского. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Помяни нас, Господи, во благоволении людий Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим** Здесь пророк обращается с молитвою к Богу за тех несчастных пленников вавилонских (как и в последних стихах сего псалма), которые, томясь продолжительное время в чужой земле, могли думать, не предал ли их Господь Бог совершенному забвению. Они желали бы также прославить Его, исповедать пред Ним грехи свои и расположить Его на** милость** к себе. И вот пророк выражает за них такую молитву: **Помяни нас, Господи**, т.е. не забудь, вспомни о нас, Господи, вспомни с милостью, с добрым к нам расположением, во благоволении, с каким Ты всегда обращался к предкам нашим, к избранному Твоему народу, **во благоволении людей Твоих**; (и) **посети нас** не бедствиями, не казнями, которых мы заслуживаем, а **спасением Твоим**, которое Ты уготовал чрез Мессию, Христа Твоего. Словами **благоволение** и** спасение** пророк прямо напоминает здесь евангельские изречения о Христе-Спасителе: ангел-благовестник явился во сне Иосифу и сказал ему, что имеющий родиться от Пресвятой Девы Марии Сын есть от Духа Святого, имя Ему Иисус: «//Ибо Он спасет людей Своих от грехов//» [[new:mf:01:21|(Мф. 1:21)]]. А при самом рождении Спасителя в Вифлееме явившееся многочисленное воинство небесное воспело Божие благоволение к человекам. Помяни и посети нас, Господи, по великой милости Твоей, посети спасительным Твоим посещением для того, чтобы видеть **избранных Твоих во благости**, чтобы и мы могли видеть благополучие и блаженство избранного народа (**языка**) Твоего: видеть и радоваться общею всем радостию. Посети во благости не для нас только, но чтобы и все будущее наследие Твое, Господи, возвеселилось, чтобы и Ты, **и достояние Твое**, или народ Твой, **хвалились и радовались вместе с Тобою**. Не об этой ли блаженной радости видения и слышания говорит и Спаситель наш словами Святого Евангелия: «//Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали//» [[new:mf:13:16|(Мф. 13:16–17)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]