[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-22 **И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте, чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем** Не напрасно вспоминает об этом, но желая показать, что при таких преступлениях Бог не отверг их, пока они не дерзнули на нечестивейшее из всех дело против Хри­ста, поправши дарованную им благодать. Об этом говорит им Спаситель: //«сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст»// [[new:mf:23:37|(Мф.23:37–38)]]. Итак, не довольствуясь прежними злыми делами, славу их, которою был для них Бог, они про­меняли на подобие тельца. Они не вспомнили ни о своем спасении, ни о наказании египтян, ни о великом чуде в море, но все это, вме­сте взятое, подвергли оплеванию. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во египте** О людях нашего времени то же можно сказать с некоторым изменением текста. Как многие делают тельца из своих страстей, привычек! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст.21-22 **И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте. Чудеса в земли Хамове, страшная в мори Чермнем** Не содержали в памяти ни собственнаго спасения, ни казни египетской, ни великаго чуда на море; но вдруг презрели все это. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 21-23 **И забыша Бога, спасающаго их, сотворшаго велия** (дела)** во Египте. Чудеса в земли Хамове, страшная **(вещи)** в мори Чермнем. И рече **(сказал бы)** потребити их, аще не бы Моисей, избранный Его, стал в сокрушении** (среди самого сокрушения)** пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их** Евреи, поклонившись, говорит, слитому тельцу, забыли Бога, избавившего их от Египта и сделавшего столь великие чудеса для них как в Египте, так и на Чермном море и в пустыне. Посему Бог сказал Моисею, чтоб он оставил Его, чтоб Ему истребить всех евреев; Он так говорил ему: оставь Меня; и Я, воспламенившись гневом на них, сотру их [[old:ish:32:09|(Исх. 32,9)]]. Почему и Моисей, прося и умоляя Бога, говорил: умоляю Тебя, Господи; люди сии сделали грех великий, наделав себе богов золотых. Итак, если Ты оставишь им сей грех их, то оставь; если же нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал меня [[old:ish:32:31|(Исх. 32,31)]]. Некоторые говорят, что хотя Писание упоминает об одном тельце, но тельцов было много; почему и евреи во время ликования своего говорили: сии боги твои, Израиль, которые извели тебя из земли египетской [[old:ish:32:04|(Исх. 32,4)]]; и Моисей также, как выше упомянуто, сказал о золотых богах. А другие думают, что множественное число употреблено вместо единственного по свойству еврейского языка. //Златословесный// вместе с //Феодоритом//: Это свойство человеколюбивого Бога, что Он производит наказания не молча, но наперед объявляя о них в виде угроз, и сим призывает согрешивших к покаянию, как поступил с ниневитянами посредством Ионы, и в Евангелии касательно упоминаемой в притче смоковницы. Так и здесь надобно принимать сие предречение не за решение о том, что сбудется непременно, а за угрозу, производящую отвращение ко греху; ибо когда согрешил Израиль, то не молча подвергнул их истреблению, но побуждал своего угодника на молитву за народ, наперед извещал и говорил: оставь меня и проч., что сказал для того, чтобы открыть искренность любви Моисея к народу. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия во Египте** См. Толкование на [[old:ps:105:19#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 105:19]] [<10>]