[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред ним, возвратити ярость Его, да не погубит их** **Аще не бы Моисей избранный стал в сокрушении;** когда сказал: //аще убо оставиши им грех, остави, аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси// [[old:ish:32:32|(Исх. 32:32)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред ним, возвратити ярость Его, да не погубит их** Именно когда Бог всяче­ских сказал: //«оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя»//, то Моисей в ответ на это просил Бога: //«прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»// [[old:ish:32:10|(Исх.32:10]], [[old:ish:32:32|32)]]. Здесь возникает не малый вопрос. Что говорит псалом? **"Если бы"** не **"Моисей"**, погибли бы они. Что же? Моисей сделал все, и по уважению к нему, а не по собственному человеколюбию удержал Бог свой гнев? Но кто может сказать это? Итак, что же означают те слова? Бог для их пользы употребляет образные выражения, утверждает, что, устыдившись Моисея, удерживает свой гнев, и говорит: //«оставь Меня и истреблю их»//. Хотя Моисей ничего не сказал, не пришел и не умолял, но Господь, желая внушить ему мысль о заступничестве, этими словами вызывает его на то. Итак, по справедливости и по предведению всей их злобы – они были осуждены на гибель; но по человеколюбию Своему Господь допустил им спастись – ради святости ходатая, просившего согласно с промыслом Божиим о мире, чтобы благодать Божия не оказалась бессильной относительно Израиля, и ради обетований, данных отцом, которые Он вспомнил в своей просьбе. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их** Ибо, когда изрек Бог всяческих: //«остави Мя, и возъярився гневом, потреблю их: и сотворю тя в язык велик»// ([[old:ish:32:10|Исх. 32:10]]); тогда блаженный Моисей сказал: //«аще оставиши им грех, остави: аще же ни, изглади мя из книги, в нюже вписал еси»// ([[old:ps:105:32|Пс. 105:32]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **И рече **(сказал бы)** потребити их, аще не бы Моисей, избранный Его, стал в сокрушении **(среди самого сокрушения)** пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их** См. Толкование на [[old:ps:105:21#evfimij_zigaben|Пс. 105:21]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред ним, возвратити ярость Его, да не погубит их** Они совершенно забыли Бога и великие Его дела; если бы Моисей не выступил с молитвенным ходатайством, Господь тогда совершенно истребил бы народ. **И рече** ср. [[old:ish:32:10|Исх. 32:10,]] [[old:vtor:09:14|Втор. 9:14;]] **в сокрушении** – в проломе, чрез который угрожали сосредоточиться на народ карательные стрелы Божии; Моисей прикрыл пролом, явившись ходатаем за народ; [[old:ish:32:11|Исх. ст. 32, 11-14.]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный его стал в сокрушении пред ним, возвратити ярость его, да не погубит их** //"Моисей... стал пред Ним в расселине"// - образ гнева Божия, который хотел погубить свой народ, как стрелок из-за скал убивает нужного ему зверя, на которого охотится. Моисей умолил Господа, и кара, заслуженная евреями, миновала последних (см. [[old:ish:32:start|Исх. 32]]; [[old:ish:32:10|10]], [[old:ish:32:31|31-35]]). **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их** «//И сказал Господь Моисею: поспеши сойти (отсюда), ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской... Оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа Бога своего и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы египтяне не говорили: на погибель он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля (Иакова), – рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал: дам семени вашему, и будут владеть ею вечно, И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой//» [[old:ish:32:07|(Исх. 32:7]], [[old:ish:10:14|10–14)]]. Но Моисей как бы еще не удовлетворился оказанною великою милостию Божией, а, отобрав от Аарона объяснение того, как произошло это великое злодеяние народа, он на другой день взошел ко Господу и усердно молился: «//О, Господи! народ сей совершил великий грех, сделал себе бога; прости им грех их! а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал//» [[old:ish:32:31|(Исх. 32:31–32)]]. Из сего сказания священной книги Откровения Божественного видно, как велик был Моисей пред Богом, и что может сделать «//усиленная молитва праведного//» [[new:iak:05:16|(Иак. 5:16)]]. За грех идолопоклонства Господь хотел истребить весь народ израильский, «если бы Моисей избранный Его не стал пред Ним в сокрушении», как бы в проломе стены, «дабы отвратить ярость Его от истребления (их)» (по пер. с евр.). Нарушители завета с Богом, израильтяне, великим грехом своим поставили как бы стену между собою и Богом, лишились всякого благоволения и милости Божией и навлекли на себя праведный гнев Его. Но вот великий Моисей стал своею усиленною молитвой пред этой стеной, разрушил ее и возвратил милость Божию народу. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]