[<10>] ====== Толкования на Пс. 105:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 40-42 **И разгневася яростию Господь на люди Своя и омерзи достояние Свое: и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их: и смиришася под руками их** Об этом свидетельствует история Судей, а также книги Царей. То моавитянам, то аммонитянам, амаликитянам, мадианитя­нам и филистимлянам предавал их Бог, стараясь принести им пользу наказанием. Слова: **«и возгнушался... наследием Своим»** несколько как будто противоречат сказанному прежде: //«дабы... видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим»//. Но только теперь говорит пророк о мерзком насле­дии, а прежде он говорил о другом наследии, об ином народе и племени, с которым он просил сопричислить себя. Здесь сначала народ делается мерзким, затем предается Богом, и, наконец, его покоряют враги. А коль скоро Бог чем-либо управляет, там они не могут получить власти. **//Беседа на псалом 105.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 40-42 **И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое: И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их, и смиришася под руками их** Сие показывают и история Судей и книги Царств. Бог предавал их, то Моавитянам, то Аммонитянам, а иногда Амаликитянам, Мадианитянам и Филистимлянам, чтобы сие наказание послужило в пользу. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 40-41 **И разгневася яростию Господь на люди своя, и омерзи достояние свое. И предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их** //Златословесного//: Поскольку не пользовались свободою, как должно, то Он делает их рабами врагов, дабы чрез сие они сделались лучшими, что и сбылось. Ибо они тогда смутились и сделались благонравнее. //Евсевия//: Господь не предает народа своего, не возгнушавшись им прежде; а гнушается им по причине вышеупомянутых действий. А когда Господь предает; то кто не в состоянии овладеть им? т. е. всякий овладеет им. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 40–43 **И разгневася яростию Господь на люди Своя и омерзи достояние Свое: и предаде я в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их: и смиришася под руками их. Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим, и смиришася в беззакониих своих** За нечестие и беззакония израильского народа Господь Бог часто **прогневляем был, и с яростию**, т.е. в усиленной степени, выражал гнев Свой на люди Своя, посылая на них тяжкие наказания, и, гнушаясь мерзостию языческого идолослужения, которому они нередко предавались от соблазна соседних народов, предавал их в руки, или во власть, этих самых народов. А соседние народы, пользуясь междоусобиями самих израильтян, нападали на них, расхищали их имущества и обращали в рабство то или другое израильское колено (**обладаша ими ненавидящии их**). Враги эти жестоко утесняли их, и они смирялись под руками их, т.е. под властию их. Несчастие заставляло евреев раскаиваться во грехах и обращаться к Богу о помиловании. Тогда Бог, по милосердию Своему, посылал им избавителя, такого человека, который не был виновен в идолопоклонстве и твердо надеялся на помощь единого Господа Бога. Избавитель этот собирал евреев, принимал над ними начальство, очищал землю от идолов, при помощи Божией освобождал ее от врагов, и в продолжение всей войны, большею частию, и после войны, управлял евреями, судил их дела и получил название судии израильского народа. И много раз (**множицею**) так избавлял Господь Бог от врагов народ израильский, они же раздражали Его упорством своим, не переставали оскорблять Избавителя своего Бога злым намерением (**советом**) и неблагодарным духом своим, – и все более и более изнемогали от многих беззаконий своих (**смиришася в беззакониих своих**). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]