[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша** **Пути града обительнаго не обретоша,** потому что не было у них доброго жития, но пребывали они в великом обольщении. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 4-5 **заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе** «**Заблудиша в пустыни безводней**», т. е. оставив путь (а путь есть Господь), блуждали вне Божия надзора в пустыне, которая вся была суха, не увлажена и лишена духовного орошения. А посему, блуждая, где не проложено пути, не возмогли обрести града Божия, в котором обитель достойных. Ибо сказано: «**града обительного не обретоша: алчуще и жаждуще**». Как скоро от недостатка пищи оскудела их сила, зло в них достигло высшей степени. Да и как быть пище в земле иссохшей и бесплодной? Чем утолить жажду в месте безводном? Явно же, что пророчество называет не хлеб пищею, и не воду питием, а под пищею разумеет истинное "//брашно//" и под питием "//духовное//" оное "//пиво//" [[new:1kor:10:03|(1 Кор. 10:3–4)]]. А тем и другим бывает Господь, предлагая Себя, соответственно нужде требующих и делаясь пищею для алчущих, и источником для жаждущих. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша** Жизнь призванных из языч­ников прежде была безводной и бесплодной. Как язычники, лишен­ные разума, они заблудились и предавались служению безгласным идолам; в то же время, чуждые жизни Израиля, они томились голодом и жаждой души, потому что лишены были разумной пищи и духовного питья, согласно с словами: //«не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних»// [[old:am:08:11|(Ам. 8:11)]]. Конечно, и для иудеев Вави­лон был пустынным и безводным. Пустыней был он в отно­шении Бога, и народ иудейский, находясь там в рабстве, был лишен духовного орошения. Точно также и уверовавшие из язычников жили в безводной пустыне, не имея упования и будучи безбожными, как говорит апостол: //«вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире»// [[new:ef:02:12|(Ефес. 2:12)]]. Ни иудеи не были в силах убежать от своих поработителей и возвратиться в свое отечество, ни уверовавшие из язычников до вочеловечения Спасителя не нашли пути, ведущего к божествен­ному городу. Под городом же здесь нужно разуметь общество благо­честивых. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша** **«Заблудиша в пустыни безводней».** И Вавилон пустынен и безводен; потому что оставлен был Богом, и рабствовавшие в Вавилоне Иудеи лишены были духовнаго орошения. И уверовавшие из язычников жили также в пустыне, и пустыне безводной, //«упования не имуще и безбожни»//, как говорит божественный Апостол ([[new:ef:02:12|Еф. 2:12]]). **«Пути града обительнаго не обретоша»**, потому что и Иудеи не могли спастись бегством от поработивших и возвратиться в свое отечество, и уверовавшие из язычников, до вочеловечения Спасителя, не обретали пути, ведущаго в божественный град. А под //«градом»// разуметь должно здесь благочестивое житие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Заблудиша в пустыни безводной, пути града обительнаго **(к городу населенному)** не обретоша** Христиане, говорит, из язычников блуждали прежде в некотором поведении, или житии, чуждом всякого плода добродетели, и безводном, как не имевшем питая божественного учения; а город населенный есть небо, к которому пути язычники не находили, как блуждавшие в нечестии и злонравий. А путь к небу есть богопознание, благочестие и добродетели. //Евсевий// городом населенным называет добродетель и Божию премудрость; а //Феодорит// городом называет благочестивую жизнь. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша** Чтобы Израиль ясно видел, как много имеет он причин к благодарению Господа, псалмопевец изображает бедствия вавилонского плена; он сравнивает его с безводною **пустынею**, где он блуждал в голоде и жажде, если бы Бог не указал ему пути в город и не приготовил насыщения. Нельзя думать, что пленники действительно находились в пустынных странах, терпели голод и жажду и т. п.; **пустыня** здесь – образное обозначение печального положения пленников. Их голод и жажда были стремлением к св. земле, св. городу с его храмом и богослужением; в Вавилоне они не имели места для своего богослужения, не имели **обительных городов**, где бы они могли чувствовать себя как в Иерусалиме, чадами Божиими. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша** Предлагаемая здесь картина странствования евреев по пустыне должна пониматься как образ угнетенного нравственного состояния евреев в плену, из которого они стремились к родной Палестине так же, как путник из пустыни к обитаемым местам. - //"Не находили населенного города"// - точнее можно передать - не находили и не искали места для постоянного поселения, так как из пророчеств они знали, что плен не вечен, равно также зависимая обстановка жизни от владетелей язычников и пребывание среди язычников вызывала жажду восстановления прежней самостоятельности и независимой жизни как в религиозном, так в гражданском и политическом отношениях, которую они утратили вместе с изведением из родной земли. При таком положении в плену и настроении, привлекали и прикрепляли к себе не Вавилонские равнины, а горы Палестины. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–7 **Заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша: алчуще и жаждуще, душа их в них изчезе. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я: и настави я на путь прав, внити во град обителный** Судя по ходу речи, пророк говорит здесь о тех, которые получили свободу от рабства и пленения, и, возвращаясь в свое отечество, **блуждали в пустыне безводной**, как те израильтяне, которые сорок лет странствовали из Египта для вступления в землю Ханаанскую и не находили города для обитания, как и те евреи, которые, получив такое же освобождение от плена вавилонского, возвращаясь в землю Иудейскую, которая была опустошена и разрушена, и потому не имела для пристанища **града обителнаго**. Во всем они крайне нуждались: терпели голод и жажду, **душа их истаевала в них**, и они могли говорить о себе: «//Ныне душа наша изнывает//» [[old:chis:11:06|(Числ. 11:6)]]. Все это видели на себе, все это претерпели избавленные Господом. Но все это, по изъяснению св. отцев Церкви, нужно понимать в духовном смысле, не о египетских и не о вавилонских пленниках, избавленных, а о тех народах, которых Господь Иисус Христос избавил кровию Своею от руки врага человекоубийцы. «Не сказал просто, – говорит св. Иоанн Златоуст, – спасенные, но искупленные (греч., redempti), показывая сим, что он положил цену за них, ибо Он пролил за нас кровь» [7, с. 849]. «Как иудеи некогда, – говорит блж. Феодорит, – блуждали в Вавилоне – этой безводной пустыне, – **и пути града обителнаго не обретоша** – не могли спастись в свое отечество, в свои населенные грады, так и язычники, до обращения их, жили в духовной пустыне и не обретали пути в божественный град» [6, с. 517–518]. Так же объясняет это место и св. Афанасий Александрийский. «Как евреи без законного богослужения в Вавилоне, так и язычники без божественного учения находились в гладе и жажде духовных» [[old:am:08:11|(Ам. 8:11–12]]; [[new:in:04:13|Ин. 4:13)]]. Все бедствовавшие, как некогда в Египте, так впоследствии и в Вавилоне, «воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу» (по переводу с еврейского). «Иудеям, – говорит блж. Феодорит, – даровал это чрез персидского царя Кира, а язычников поставил чрез св. апостолов» [6, с. 518]. А св. Афанасий под градом обителъным разумеет «Церковь, или небесный Иерусалим» [3, с. 342]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]