[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:25 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 25-27 **Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть** Ибо сказано: «**рече, и ста дух бурен**». Сию мысль относить должно не к Богу, а ко врагу; потому что голос сопротивника производить "**дух бурен**". И бурею называется сильный ветер, не прямо дующий, но кружащийся сильным вихрем, который, когда стремительно ударит в воду, море, как от какого-то брошенного большого камня, сею тяжестью будучи приведено в смятение, по необходимости рассекается силою дуновения, потому что вода, где только врежется налегший на нее ветер, от поражающей ее тяжести и здесь, и там отбрасывается вверх. Поэтому Пророк продолжает ясно представлять сии страшные явления, а именно: что вместе с тем, как врезывается дух бурный, возносятся волны морские, восходя "**до небес**" и нисходя "**до бездн**". Ибо, действительно, подъятие в высоту таких волн, разумею же волны страстей, делается причиною нисхождения в бездну. А бездною, как дознали мы, во многих местах Писания называется жилище демонов. Волнуемые сим смятением и обуреванием волн, от омрачения делаются малосмысленными, от неприятности такого плавания, как бы от опьянения, отяжелев головою. Ибо сказано: «**смятошася, подвигошася яко пияный**». Однажды же утратив благоразумие, не дают они в себе место никакой мысли о спасении; напротив того, мудрость их прежде всего терпит крушение и погибает. Посему сказано: «**и вся мудрость их поглощена бысть**». //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-26 **Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше** Этим пророк научил, что по Его мановению приходят и печали, и радости. Разумеет здесь искушения, которые возбуждают дух бурный, то есть – противный, когда Бог позволяет ему для упражнения и явления праведных. Бог Сам показывает, как именно Он позволил диаволу искусить, говоря Иову: //«ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?»// [[old:iov:40:03|(Иов. 40:3)]]? Именно, чем для золота огонь, тем для душ служат искушения, расплавляя их, не для того, чтобы погубить, но для того, чтобы обна­ружилось, какой блеск они имеют. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его** См. Толкование на [[old:ps:106:23#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 106:23]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его** На море человек всего живее чувствует свое ничтожество, равно как величие и всемогущество Господа… Описывая всемогущество Господа Вседержителя, Давид живописует как будто нашего Господа, Который делал то же, именно: укрощал море – и оно слушало Его. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 25-27 **Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть** **«Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: Восходят до небес, и нисходят до бездн»**. И сим Пророк научает, что по мановению Божию, как постигает нас скорбное, так и наступает благоприятное. **«Душа их в злых таяше: Смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть»**. Пророк держится переноснаго образа речи, и повидимому, говорит о мореплавателях, дает же сим разуметь всякаго рода естественныя бедствия, которых никто не в состоянии отвратить, водясь человеческою мудростию; потому что и кормчие, подобно упившимся, влаясь туда и сюда, когда наступит волнение, употребив все искусство, не могут преодолеть бедствий. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 25-26 **Рече, и ста дух **(ветр)** бурен и вознесошася волны его. Восходят до небес, и нисходят до бездн** Владыка, говорит, Христос повелел (т. е. попустил), и поднялась, как говорит евангелист Марк, великая буря, волны били в судно так, что оно уже наполнялось водою [[new:mk:04:37|(Мк. 4:37)]], и волны морские, то весьма возвышаясь восходили, то весьма понижаясь нисходили, как это обыкновенно бывает во время великой бури. Где в словах: восходят до небес и нисходят до бездн, употреблен оборот преувеличения (фиг. гиперб.): как и в сих словах: омыеши меня, и буду белее снега [[old:ps:050:07|(Пс. 50:7)]], также и в сих: там мы видели исполинов, и мы были пред ними как черви [[old:chis:13:33|(Числ. 13:33)]], и много других примеров, по словам //Дидима//, находится в Писании в таком виде преувеличения. Другой говорит, что под небом здесь разумеется воздух; так как и птицы называются небесными. Итак, выражение до небес значит возвышение на большое пространство воздуха; и на общем человеческом языке то, что весьма высоко, называется небом; почему и в древности говорили об оной башне: дай построим себе город и башню, которой верх будет до неба [[old:gen:11:04|(Быт. 11:4)]]. //Нисский//: Быть может слова: и восстал дух бурный, должно относить не к Богу, а ко врагу; ибо голос противника производить дух мысленной бури. А бурею называется ветер не по прямому направленно нападающий, но в самом себе кружащийся быстрым круговращением, который когда падает иногда со всею силою на воду, то вода необходимо разделяется от напора ветра, так как бы был брошен в нее со всею тяжестью некий камень. Итак, возношение таковых волн, т. е. страстей, на высоту, бывает причиною снисхождения в бездну; а под бездною во многих местах Писания разумеется, как мы испытали, жилище демонов. //Златоуста//: Сими словами дается совет и тебе, что когда ты увидишь дела свои дошедшими до крайности, не упадай в духе и не отчаивайся; ибо может весьма скоро последовать перемена; то же самое случается и на море. //Исихия//: Под морем разумей жизнь, а под кораблями—церкви, о которых Бог сказал Иову: все собравшиеся корабли не могут понести одной кожи хвоста его, и на кораблях рыболовов— головы его [[old:iov:41:07|(Иов. 41:7)]]; Он говорит, что все искусство человеческое изнемогает и не может вынести, или перенести и самой кожи хвоста диавола. Но главу его, т. е. идолопоклонство, которое есть главное из зол его, рыболовы, т. е. Апостолы умертвили в кораблях церквей. Те же Апостолы увидели дела и чудеса Христовы, которые Он произвел во спасение наше в глубине, т. е. в глубокой мудрости. Далее под морскими волнами разумеет искушение, ибо как за волнением следует тишина, так за искушениями мир. //Феодорита//: Пророк выразился здесь приточно, научая сими словами, что по Божию мановению бывает и печальное и случается утешение. **Душа их в злых **(от злостраданий)** таяше.** См. Толкование на [[old:ps:106:27#evfimij_zigaben|Пс. 106:27]] ===== Лопухин А.П. ===== **Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его** См. Толкование на [[old:ps:106:23#lopuxin_ap|Пс. 106:23]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его** См. Толкование на [[old:ps:106:21#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 106:21]] [<10>]