[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:40 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути** **Излияся уничижение на князи их.** Разумеет книжников и фарисеев. **И заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути.** Ибо блуждают они, не познав Рекшего: //Аз есмь путь// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути** Потом в след за сим присовокупляет Пророк: «**излияся уничижение на князи их**». А тем учит, что быть в Сущем, значит быть действительно; но если что отпало от Сущего, то оно уже и не в бытии; потому что быть в пороке не значит в собственном смысле быть. Посему-то порок сам по себе не существует, делается же пороком небытие доброго дела. Посему, как тот, кто в Сущем, пребывает в бытии, так, кто доходит до ничтожества (а таков порок), тот уничтожается, по выражению Псалмопевца. Подобное сему словоупотребление приведено как-то в общую известность обычаем так говорить. О пище, принятой плотью, говорим, что она оплототворилась, и о вине, вылитом в воду, что оно оводянилось, и о железе, которое в огне, выражаемся, что оно стало огненным. Так и о том, кто отпал от Сущего, говорим, что он, пришедши в ничтожество, уничтожился. Посему уничижениие есть небытие в добре. Оно же, постигши князей порока, то есть первых людей, подобно зловредному некоему потоку, "**излияся**" и на преемников рода. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути** Это пророчество подтвер­ждается делами. В самом деле, те, которые выдают себя за князей их и учителей, не имеют никакого значения: некогда славные и зна­менитые, они теперь совершенно ничтожны и у своего собственного народа пользуются презрением. Затем, хотя телесно иудеи и умно­жаются, согласно пророчеству: //«будет число сынов Израилевых как песок морской»// [[old:os:01:10|(Ос. 1:10)]], но не всех их Дух Святой признает достойными; чрез пророка Исаию он говорит: //«хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится»// [[old:is:10:22|(Ис. 10:22)]], что именно говорит и теперь, т.е., что погибли среди бедствий и несчастий. Но это большинство – народ; выдававшиеся же по своим достоинствам и знанию были преданы уничижению, их именно **"и Он оставил их блуждать в непроходимом **(месте, где)** нет пути»**. Симмах перевел так: //«и заставить блуждать их в суете помышлений»//. Бог не вводит в заблуждение, но не повинующихся Ему оставляет без Своего водительства, и, конечно, без руковод­ства, кидаемые туда и сюда, они заблуждаются. Это и потерпели иудеи: оставивши правый путь, они следуют собственным измышлениям. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути** **«Излияся уничижение на князи их».** Предречение сие подтверждают самыя дела. Ибо мнимые их начальники и учители не заслуживают никакого уважения; древле быв знаменитыми и славными, совершено стали неизвестными и пренебрегаемыми у самих Иудеев. **«И облазни я по непроходней, а не по пути».** //Симмах// перевел: так сделает, что будут блуждать в суете ума. Бог не вводит в заблуждение, даже запрещает заблуждение; но непокорным попускает оставаться без кормчаго; а не умеющие установить себя твердо, носясь туда и сюда, блуждают. Это произошло и с Иудеми; потому что, оставив Божественный путь, следуют собственным своим помыслам. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 40-41 **Излияся уничижение на князи их, и заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути. И поможе убогу от нищеты, и положи яко овцы отечествия** Князи, говорит, и цари, и правители, которым, были подчинены христиане и от которых они были гонимы, по словам Исихия, подверглись уничижению и были у Бога, как ничто: потому что Бог попустил сим начальствующим быть в заблуждении. Ибо Писанию свойственно попущение называть произведением. Где же попустил им блуждать? В непроходной и утесистой, и не по ровному и гладкому пути, т. е. заблуждать в нечестивых и пагубных учениях обмана и идолослужения. Так поступил Бог касательно начальствующих и правителей. А народу христианскому, который бедствовал по причине нищеты и скудости, которую он предпочитал всему ради Христа, Бог помогал, и отечества христиан, находящиеся по разным местам, т. е. общества и собрания церковные, принял как свои овцы. А называет их отечествами, по причине сродства веры; потому что все христиане имеют одного отца Христа, Который называется и пастырем добрым, как полагающий душу Свою за овец Своих. Слова //Феодорита//: Сему подверглись и иудеи; ибо, оставив прямой путь, они следуют своим помыслам, к которым они совратились, и блуждают, не зная царского пути. Или по словам //Нисского//, глагол: επλάνησε, употреблен в значении: рассыпал за то, что они возлюбили зло. Быть может, пророк взывает и к человеческой природе, блуждавшей в непроходном месте, а не по пути: есть другой путь, устраненный от заблуждения и спасительный, которому имя: истина, свет, жизнь, нетление; а тот путь, по которому вы скитаетесь, вне света и объят тьмою и ведет в стремнины и пропасти. //Феодорита//: Евреи в непроходном заблуждают, а народы, которые некогда были нищими, удостоились божественного попечения и приобрели духовное богатство. Бог не вводит в заблуждение, но запрещает оное; а непокорных оставляет без управления. А ходя без управления, они блуждают, скитаясь по разным местам. //Исихия//: Намерение нечестивых князей не было путем, ибо они не шли истинным путем—Христом; почему путь их был непроходен, по которому Бог попустил им блуждать. Ибо, предполагая прекратить быстро распространяющуюся веру чрез истребление мучеников, они заблуждали; поскольку ревность мучеников послужила ко славе и успеху ее. //Исихия//: Бедному, т. е. гонимому народу; ибо он был беден и не видел для себя от людей никакого попечения. Но в такой бедности Он помог ему. И как он не имел никакого пособия со стороны людей, а напротив того все преследовали его и народы и цари и князи, то Бог был помощником, в котором он победил всех врагов своих. //Исихия//: Овцами назвал собрание мучеников, так как они были из различного рода жизни или достоинств. Их-то поставил, как овец, приняв смерть их за жертвы. ===== Лопухин А.П. ===== **излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути** См. Толкование на [[old:ps:106:39#lopuxin_ap|Пс. 106:39]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути** См. Толкование на [[old:ps:106:38#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 106:38]] [<10>]