[<10>] ====== Толкования на Пс. 106:41 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия** **И поможе убогу от нищеты.** Кто же убогий? Не тот ли, о ком сказано: //блажени нищии духом// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]? **И положи яко овцы отечествия.** Своими собственными признал, говорит пророк, из всех отечествий собранные паствы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 41-43 **И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия. Узрят правии и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя. Кто премудр и сохранит сия? и уразумеют милости Господни** Посему, так как естество обнищало, лишившись сего достояния, разумею жизни, человек приведен в бедность татем, будучи окраден Божия благословения; то Пророк говорит посему: «**и поможе убогу от нищеты**». Ибо «//Его нищетою мы//» обогатились [[new:2kor:08:09|(2 Кор. 8:9)]]. И Пастырь добрый "положи я", не как зверей, но «яко овцы отечествия». Отечеством же именует Пророк собрание включаемых в Божественный список, как и Павел говорит: «//из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется//» [[new:ef:03:15|(Еф. 3:15)]]. Потом Пророк присовокупляет: «**узрят правии**» и убоятся, научая сказанным и правого, чтобы и он, взирая на сие человеколюбие, убоялся; потому что страх служит немалым охранением благ, памятованием прежде бывшего для последующего времени уцеломудривая и того, кто в страсти. Поелику страх превозмогает и не дает в нас места всякой наклонности к злу, порождаемой нетвердостью воли; то сказано: «**всякое беззаконие заградит уста своя**». Как блаженна та жизнь, в которой уста беззакония, как некий источник грязи, навсегда заградятся, и человеческой жизни не будут уже осквернять зловонием! Вот верх благ, венец надежд, предел всякого блаженства – естеству не возмущаться более пороком, но всякому беззаконию (а им может быть и изобретатель беззакония, потому что и сие может означаться собирательным словом: "**всякое**") заграждать те уста, которых глас первоначально соделался для людей снедью смертною. Посему, когда изъято будет все противоположное добру, тогда наступит для нас то состояние, к истолкованию которого не найдется ни одного слова, но о котором свидетельствует слово Божие, что оно выше и чувствования и ведения. К сему Пророк, как бы некую печать, прилагает в конце следующие слова: «**кто премудр и сохранит сия, и уразумеют милости Господни**». Поелику деятельность премудрости двояка, одна исследует и отыскивает полезное, а другая хранит найденное; то Пророк хочет, чтобы одно дело премудрости, разумею отыскивание, тогда прекратилось. Ибо к чему искание, когда искомое уже у нас? Повелевает же пребывать в действии одной остальной деятельности, чтобы могло сохраниться приобретенное благо, при содействии нам в этом премудрости. Что же это за премудрость, и какое это хранение благ? – Не без разумения пользоваться Божиим человеколюбием. Ибо разумеющий, чего сподобился, не пренебрежет блага, которого удостоен. А без разумения приемлющий милость, терпит то же, что слепые, которые, взяв в руки жемчужину, или изумруд, или какой либо драгоценный камень, бросают, как простой кремень, произвольно лишая себя обладания им, по неведению красоты. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия** Симмах же: //«и ты оградишь бедного от озлобления»//; а бедным на­зывает народ. **"и сделал колена **(многочисленными)**, как... овец"**. У Акилы: //«и поло­жит семейства как стадо овец»//, а у Симмаха: //«и поставить семей­ства как стада овец»//. Это говорится о Церквах, основанных в городах и странах. И Спаситель говорит о своем народе: //«Овцы Мои слушаются голоса Моего»//. Но пророк говорит об этом еще как о будущем, а не как о настоящем. **//Беседа на псалом 106.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия** **«И поможе убогу от нищеты»**; потому что обнищавшие древле язычники сподобились Божией помощи, и стяжали духовное богатство. **«И положи яко овцы отечествия».** //Акила// же перевел так: и превознесет нищаго из убожества, и поставит как родственное стадо; потому что приложит попечение, как о собственных Своих овцах, будет промышлять и заботиться, как о родных по плоти. ===== Евфимий Зигабен ===== **И поможе убогу от нищеты, и положи яко овцы отечествия** См. Толкование на [[old:ps:106:40#evfimij_zigaben|Пс. 106:40]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия** На могущественных же вавилонян Он изливает Свой гнев, наказал их поношениями и бедствиями (блуждание в пустыне), между тем как Он помог угнетенному ими народу, чрезвычайно (**яко овцы**) умножил его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия** См. Толкование на [[old:ps:106:39#lopuxin_ap|Пс. 106:39]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия** См. Толкование на [[old:ps:106:38#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 106:38]] [<10>]