[<10>] ====== Толкования на Пс. 108:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да будет пред Господем выну, и да потребится от земли память их** Бог всегда видит все их дерзости, и не признает достойными какой-либо пощады и его и всех неуверовавших. И Псалмопевец, разумея не одного Иуду, сказал во множественном числе: **память их.** Иначе, можем разуметь и отцов Иуды, родивших его в предательство, а это будут подстрекнувшие его к тому сребренниками, и первый вложивший в сердце его мысль о предательстве сатана, а также князи, имеющие премудрость века сего, о которых говорит Павел: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли ([[new:1kor:02:08|1 Кор. 2,8]]). **И да потребится от земли память его.** Разумеет память самого Иуды, или иначе — тех князей, восставших на Христа, потому что не осталось от них семени в память их. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их** См. Толкование на [[old:ps:108:06#svt_ioann_zlatoust|Пс. 108:6]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их** Потому что Бог, имея всегда пред очами все беззакония, на какия отваживались они, не удостоит их никакой пощады, но предаст конечной гибели. И из сего также явствует, что сказал сие Пророк не об Иуде только, но и о всех не уверовавших; потому что речь об одном лице превращает в речь о многих, и сказал уже не: //«его»//, но: //«их»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их** Беззаконие, говорит, и грех предков сего злоумышленника на священство не будут забыты, но всегда будут находиться пред Богом. И истребится с земли память его, т. е. Иуды. Ибо Давид опять обратился к пророчеству об Иуде. По Златоусту, и это принадлежит к роду пророчества, что пророки прекращают предмет свой в продолжении речи, и поступают к другому, по наставлению говорившего в них Святого Духа. Память же Иуды будет истреблена тем, что ни имущество, ни недвижимость, ни преемство рода не сохранит воспоминание о нем. Слова //Евсевия// вмести с //Феодоритом//: Из сего видно, что это говорит не об одном Иуде только, но и о всех неуверовавших, ибо от единственного лица обратил речь к множественному; не сказал: память его, но их, как стоит в других списках. //Исихия//: Пусть истребится от земли. Какой земли? Земли живых, о которой сам Давид говорил: верую увидеть блага Господа на земли живых. Быть может говорит, что истребится и от сей земли добрая память Иуды, потому что и теперь воспоминание бывает об Иуде, но только злое. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-19 **да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их: занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити. И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его и яко елей в кости его: да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется** Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона - "око за око, зуб за зуб", закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро (//"благословения"//), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких (//"сокрушенного сердцем"//, может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их** См. Толкование на [[old:ps:108:11#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 108:11]] [<10>]