[<10>] ====== Толкования на Пс. 108:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя** **И Ты Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего.** Это Владыка Христос сказал по человечеству, потому что исполнил все человеческое, кроме греха, и родился по закону природы именно от жены, что свойственно человеческой природе, но от девы, что выше природы, принял пелены, обрезание и питание млеком, приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утомлялся. Так, в святых Евангелиях всегда изображается и молящимся. И здесь по человечеству призывает Божественную помощь. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя** Окончив речь об этом, он опять прибегает к Богу, испрашивая Его заступления. Не останавливается на наказании злоумышленников, но, желая показать, что страждущие имеют мстителя за наносимые обиды и получают великое заступление, присовокупляет: **«но Ты, Господи, Господи, сотвори со мною по имени Твоему, ибо блага милость Твоя»**. Посмотри на его признательность, посмотри на смиренномудрие. Хотя он имел достаточную причину к испра­шиванию заступления в самом своем страдании, – так как из многих мест Писания можно видеть, что страждущие не­справедливо от людей имеют великое дерзновение к испро­шению себе помощи от Бога, – но он, не указывая на это, при­бегает к одному человеколюбию Божию и говорит: **«сотвори со мною по имени Твоему»**, т.е. как бы так говорит: не потому, чтобы я был достоин того, но ради Себя Самого, ради того, что Ты человеколюбив и милостив. Поэтому и присовокупляет: **«ибо блага милость Твоя»**. Хорошо сказал он: **«ибо блага милость Твоя»**. У людей милость часто бывает не такова, но иногда слу­жит ко вреду и погибели, а у Бога всегда к пользе. **//Беседы на псалмы. На псалом 108.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И Ты Господи Господи сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя** И сие Владыка Христос сказал по человечеству; потому что исполнил все человеческое, кроме греха. Он рожден и по естественному закону и превыше естественнаго закона; потому что родиться от жены свойственно естеству человеческому, но превыше онаго родиться от девы. Приял пелены, и обрезание, и питание млеком; приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утруждался. Так и молящимся изображается всегда в священном евангелии. Посему и здесь по человечеству призывает Божию помощь. ===== Евфимий Зигабен ===== **И Ты, Господи Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя** Ты, говорит, Господи, окажи мне (разумеется) милость, (ибо сего не достает при сем), не потому что я достоин того, но Ты ради самого Себя и для имени Твоего, поскольку, т. е. Ты человеколюбив и милостив. Господь молится здесь Отцу, как человек, дабы научить и нас скромности и смирению, когда нас обижают, и чтобы таким образом чрез смирение мы привлекли к себе помощь Божию. Так и в [[old:ps:040:11|40]]-м псалме от лица Христова сказано: Ты же, Господи, помилуй меня, а равно и в [[old:ps:021:start|21]]-м псалме многое сказано со стороны человечества Господа приличное человеку и смиренное. По другому истолкователю: Человеческая милость не такова. Ибо случается, что и во вред употребляют ее, но Бог везде на пользу. //Исихия//: Хотя это и низко, но прилично Христу по человечеству; впрочем с низким соединяет и высокое, прибавив: ради имени Твоего, т.е., ради моего достоинства. Ибо имя Отца—Сын, почему грядущий во имя Господа называется и благословенным, как равный Ему и совершенно одинаковый; и посему воспринимающий достоинство Отца; равным образом и милостью Отца опять называет самого себя; потому что Его пришествием мы помилованы. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя** Но правда же требует, чтобы Бог помог невинно преследуемому; об этой помощи и молит псалмопевец с ст. 21. **Сотвори со мною** т.е. **благо**; **имени ради Твоего**, так как этого требует имя Твое – милосердный; ибо Твое милосердие есть существенно благость, открывается как благость. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 21–25 **И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя: избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. Яко сень, внегда уклонитися ей, отьяхся: стрясохся яко прузи. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими** После всех проклятий, излитых пророком на главы врагов его, он обращается с молитвою к Богу и просит помощи и защиты от тех врагов. И прежде всего просит **милости и помощи** не как заслуженных чем-либо с его стороны, не потому, чтобы он считал себя достойным этого, но **ради имене Его Самого**, ради Его Божественной **милости** и человеколюбия: И **Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя: избави **(спаси меня)** мя**. **Сотвори со мною** то, в чем я нуждаюсь, сотвори благо и помощь на врагов моих, избавь и спаси от них единственно по милости Твоей, так как Ты Господь милосердный и человеколюбец. Затем, чтобы расположить к себе милость Божию, пророк указывает на тяжесть своего положения [[old:ps:108:22|(ст. 22)]]: **яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене**. И этими словами опять просит спасти его, не как достойного и праведного, но как совершенно изнуренного, измученного, как претерпевшего бесчисленные бедствия, которые не только расслабили его тело, но и возмутили его душу. Враги его везде преследуют его. Он должен уклоняться от врагов и быстро исчезать, подобно тени, быстро исчезающей; должен скоро перебегать с места на место, выискивая хоть на краткое время сколько-нибудь безопасное место, потому что гонят его, как саранчу: **ко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся**; по переводу с еврейского: «Я исчезаю, как уклоняющаяся тень, гонят меня, как саранчу». Здесь пророк изображает, говорит св. Иоанн Златоуст, «силу коварства злоумышленников, невыразимую их злобу и ту деятельность, какую он сам показывал в таких обстоятельствах» [5, с. 279]. Не имея у себя ни города, ни дома, ни какого-либо пристанища, но переходя с места на место, убегая в горы и места пустынные, он часто и подолгу голодал от недостатка пищи; вследствие чего тело его еще более ослабело, исхудало, и потому он говорит: **колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука**, т.е. я исхудал, высох. Но ни печальное (душевное), ни болезненное (телесное), вообще же бедственное положение страдальца не возбуждало жалости в жестоком сердце его врагов, и он так говорит о них: **и аз бых поношение им**, «я стал для них посмешищем; увидевши меня, кивают головами своими» (пер. с евр.). Так злословили и кивали головами своими враги Христа при распятии Его [[new:mf:27:39|(Мф. 27:39)]]. О чем пророчески предсказано в псалме [[old:ps:021:08|21, стихах 8–9]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]