[<10>] ====== Толкования на Пс. 108:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради** Видишь ли, какое он употреблял оружие против козней и злобы на него? **//Беседы на псалмы. На псалом 108.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Колена Моя изнемогоста от поста, и плоть Моя изменися елея ради** Потому что жил Я не в неге и довольстве, но проводил жизнь недопускавшую никаких излишеств, строгую и суровую. И свидетели сему сподобившиеся быть священными Его учениками, и те ячменные хлебы, которые носили они, и те исторгаемые ими класы, которые взалкав стирали руками. Сказанное же: //«плоть Моя изменися елея ради»//, //Симмах// перевел так: и плоть Моя изменилась от неумащения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Колена моя изнемогота от поста, и плоть моя изменися елея ради** (от неупотребления елея) Колена, говорит, мои изнемогли от поста; поскольку Владыка наш Христос провождал жизнь тесную и содержал себя сурово, без умовений и без попечения о себе и свидетель тому сорокадневный пост, ячменные хлебы и то, что ученики Его, по словам //Феодорита//, по причине голода стирали колосья, хотя по своему смотрении употреблял иногда и лучшую пищу. И плоть моя, говорит, изменилась от жестокости и безобразия, по недостатку елея и неупотребления мазания; так, как древние при умовениях своих мазались маслом. //Симмах// перевел так: Плоть моя изменилась от неупотребления помазания. А Богоносный //Максим// изъясняет сие в нравственном отношении так: Кто воздерживается от всякого зла и постится от чувственных идолов, входящих в душу чрез всякое чувство, тот ослабляет колена греховного закона, я разумею навыки, поддерживающие страсти, которые не могут более легко проскакивать (вторгаться) чрез действия злых и совершать нелепые и пагубные злодеяния. Плоть здесь означает силу вожделения (похоть), а негодный елей—утучняющие ее нежные действия удовольствия.—Итак, кто отсекает повод к удовольствию, тот изменяет плоть, т. е. силу вожделения обращает к Богу. Слова //Исихия//: Если Христос, устав, от пути, сел, как говорит Иоанн; то нет ничего удивительного, что и колена Его изнемогали от поста. Ибо для уверения в действительности воспринятой Им плоти, Он подвергался человеческим немощам без греха. Заметь, что и пророк Даниил помазывался елеем по обычаю древних; почему во время поста и молитвы о народе Израильском он не помазывался, как сам говорит: и мастию я не помазывался [[old:dan:10:03|(Дан. 10,3)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради** **Плоть изменися** (к худшему измениться) – основание этого изменения (**ради**) елей, т.е. недостаток елея. Мазаться елеем было у евреев знаком радости; не помазаться было знаком печали, поста, наказания; высохнуть, ради (недостатка) елея значит похудеть вследствие печального положения. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради** См. Толкование на [[old:ps:108:23#lopuxin_ap|Пс. 108:23]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради** См. Толкование на [[old:ps:108:21#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 108:21]] [<10>]