[<10>] ====== Толкования на Пс. 110:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме** **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим**. Настоящий псалом предлагается от лица Апостолов, которые возвещают, сколько дел Спасителевых по домостроительству, и каковы они, а также научают и народ новый благодарить за свое спасение. Почему, псалом и надписан: **аллилуия. В совете правых и сонме.** //Советом правых// наименовал народ новой синагоги в отличи от синагоги древней, потому что древняя не была правою, как заблуждавшаяся всегда сердцем. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме** Что значит: **«всем»**? Со всею готовностью и усердием, отрешившись от житейских забот, устремившись горе, осво­бодив душу от уз плоти. **«Сердцем»**: не одними словами, не только языком и устами, но и умом. Так и Моисей запове­дал: //«люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею»// [[old:vtor:06:05|(Втор.6:5)]]. Под **«исповеданием»**, мне кажется, пророк разумеет здесь благодарность; буду воспевать, говорит, буду благодарить. В этом проводил он всю свою жизнь; этим начал, этим и кончил; это было постоянным его занятием, – чтобы возносить благодарность Богу за благоде­яния, оказанные как ему самому, так и другим. И Бог ни­чего так не требует, как благодарности: она есть жертва, приношение, знак признательной души, и вместе рана для диа­вола. Потому и блаженный Иов был увенчан и прославлен, что, когда постигли его бесчисленные искушения, когда и сама жена искушала его, он не поколебался, а продолжал благода­рить Господа за все, не тогда только, когда был богатым, но и когда стал бедным, не тогда только, когда был здоровым, но и когда тело его было поражено болезнью, не тогда только, когда все дела его текли благополучно, но и когда страшная буря устремилась на весь дом его и на само тело его. Это свойственно особенно признательной душе – воздавать Богу ве­ликую благодарность во время скорбей и бедствий и всегда быть благодарною, на что и пророк ясно указал последующими сло­вами. Так как многие из людей благодарят Бога в счастье, а в несчастье ропщут, некоторые же выражают свое недо­вольство случающимися событиями, то пророк, желая показать, что это зависит не от свойства событий, а от их развращен­ной души, присовокупляет: **«в собрании и сонме праведных»**. **//Беседы на псалмы. На псалом 110.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аллилуия** Древле Аммонитяне, Моавитяне, Идумеи, собрав, сколько возможно, великое множество, ополчились однажды против колена Иудова; а царствовал тогда над ним Иоасафат, потомок Давидов, муж, котораго благочестие засвидетельствовано. Он, узнав о множестве врагов, со всем народом притек к Богу, прося неодолимой Его помощи, и получил просимое; потому что Бог всяческих повелел им смело идти на врагов, как бы под Его водительством. С наступлением дня, враги устремились друг против друга, и сами себя стали убивать как противников, так что ни один не избег этой гибели. Воинство Иудеев, усмотрев сие с одного подзорнаго места, устремилось как на готовую добычу; обобрали врагов, и возвратились с великими корыстями, и, как показывает история Паралипоменон, с мусикийскими орудиями вошли в божественный дом, песнословя Подателя победы ([[old:2par:20:28|2Пар.20:28]]). Сие провидя, Пророк написал псалом сей, как бы некую песнь, возглашаемую благочестивым Иосафатом. И в надписании называется он песнию; потому что слово: //«аллилуиа»//, как уже объяснили мы, переводится словами: //«хвалите Господа»//; так как //«аллилу»// значит: //«хвалите»//, а //«Иа»// – Господа, или Сущего. **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме** **«Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим».** От всего помышления приношу Тебе, Владыка, благодарственную песнь. **«В совете правых и сонме».** Не я один, но со мною и собрание благочестивых; потому что в это время народ освободился от идольской прелести, царь всех обучил благочестию. Посему //«советом правых»// Пророк называет собрание благочестивых. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме** **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим** Я, говорит, буду благодарить Тебя, Господи, не только словами, и не только просто языком и устами, но и всем сердцем моим, с стремительною и пламеннейшею душою и внимательнейшею мыслию, освободившись от всякой житейской заботы и возвысившись к Тебе; буду благодарить, как за оказываемые мне Тобою всегда благодеяния, так и за те, которые делаешь другим людям. Ибо сия благодарность моя Тебе есть готовая жертва и легкое приношение и притом дело необходимое, которого всегда требует от нас Бог как долга. Слова //Исихия//: Сказал: всем сердцем моим, дабы мы с одной стороны исповедуясь, с другой стороны не были поползновенны ко греху, в котором исповедуемся, и чтобы двигаясь одною душевною ногою к правде, другую не оставили увязать в грязи греха. Все сердце мы должны предать Ему как Зиждителю и Творцу целого его, не могущему принять половинного дара. //Златоуста//: И Моисей, говорит, полагает такой закон, сказывая: возлюбишь Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею мыслию твоею. А исповедованием, мне кажется, он называет благодарение: воспою, говорит, буду благодарить. **В совет правых и сонме** См. Толкование на [[old:ps:110:02#evfimij_zigaben|Пс. 110:2]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме** Нельзя указать этому довольно простому псалму определенного исторического положения. Это общественная песнь (алфавитная) и первоначально могла быть назначена для употребления при богослужении, как можно заключать из стоящего во главе псалма «аллилуйя». Как представитель общества, псалмопевец выражает свою радостную решимость хвалить Бога публично в собрании праведных (израильтян). **В совете**: собрание израильтян при богослужении. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Означенный псалом, как и последующий [[old:ps:111:start|111]], алфавитный. Все содержание псалма - радостное, от воспоминаний о тех великих благодеяниях, которые Господь ранее обильно изливал на свой народ и от того "избавления", которое этот народ получил теперь. Под последним нужно видеть избавление от плена вавилонского. Последний стих псалма представляет тему, подробно раскрытую в следующем псалме, что указывает на тесную связь этих псалмов между собою на происхождение их от одного автора и в одно время. Так как тот образ благочестивого человека, который нарисован в псалме [[old:ps:111:start|111]], вполне осуществлен в личном характере и деятельности Неемии, то, принимая во внимание как это, так и указание на избавление ([[old:ps:110:09|CX:9]]), означенные псалмы можно считать написанными во время Неемии кем-либо из благочестивых евреев, пожелавших в деятельности этого ревностного поборника благочестия и служителя Иеговы указать пример для подражания всем евреям. **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме** //Славлю Господа за все великие дела, проявленные Им над народом еврейским. Он щедр, тверд в своих обетованиях, прав и истинен. Он избавил Свой народ и сделал Свое имя страшным// //"Совет праведных"// - вероятно, синагогальные собрания, которые упрочились у евреев по выходе из плена. В этих собраниях преимущественно принимали участие ревнители благочестия и книжники. //"Собрание"// - народное собрание, собрание всех евреев. Писатель приглашает восхвалять Господа везде, где только будут люди. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аллилуиа** Псалом сей есть хвалебный, или благодарственный, Господу Богу, а потому и подписывается словом: **Аллилуиа**, т.е. «хвалите Бога!» Все содержание псалма касается таких предметов, которые возбуждают к хвале и славословию Бога. А потому, как сам псалмопевец выражает это хвалебное настроение души своей, так и других возбуждает к тому же. По самому началу своему: «Славлю Тебя, Господи, в совете праведных и в собрании» (ст. 1), – псалом 110 напоминает собою о времени Ездры и Неемии, когда, по свидетельству истории, довольно часто созываемы были народные собрания, для поучения в законе Божием, которые обыкновенно начинались и оканчивались прославлением Господа ([[old:neem:08:01|Неем. 8:1]], [[old:neem:08:06|6]], [[old:neem:08:08|8]], [[old:neem:09:01|9:1]], [[old:neem:09:03|3]], [[old:neem:08:05|5]] и др.). На основании сего свидетельства, равно и содержания всего псалма, нужно бесспорно отнести происхождение сего псалма ко времени, ближайшему к жизни иудеев после плена вавилонского. **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме** Первые слова стиха сего по переводу с еврейского читаются так: «Славлю Тебя, Господи», или: «буду прославлять Тебя, Господи, всем сердцем моим», – не языком только и устами, но от всей души буду благодарить Тебя за все благодеяния, содеянные Тобою, как для меня, так и для других людей. Под именем **совета правых** псалмопевец разумеет собрание церковное, или ветхозаветную иудейскую Церковь, а под именем **сонма** – собрание (греч. ) вообще благочестивых людей, для поучения в законе Божием и для общественной молитвы. Ветхозаветная иудейская Церковь называется **советом правых**, или праведных, не потому, что все принадлежавшие к ней были праведными, а потому, что должны быть таковыми. Для того она и установлена была, чтобы на земле были такие люди, которые благочестиво и праведно чтили Бога, живя по предписанным от Бога законам. В таком именно смысле св. апостолом Павлом названы святыми христиане, потому что таковыми становятся они по призванию, крещению и исповеданию веры, т.е. что они должны быть святыми, если хотят соответствовать призванию и исповеданию. Так и Церковь в Символе веры называется «Святою», но не потому, что сколько ни есть в Церкви членов, все они святы, а потому, что должны быть святы. И хотя в числе членов Церкви бывают такие, которые проводят позорную и постыдную жизнь, но они не препятствуют Церкви быть Святою, потому что они освящаются пребывающею в ней благодатию Святого Духа. Церковь христианская свята и потому, что Иисус Христос, Который есть Глава Церкви, есть Святый Святых, а также и потому, что она посвящена вся Богу, виновнику и источнику святости. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]