[<10>] ====== Толкования на Пс. 110:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Крепость дел своих возвести людем своим, дати им достояние язык** См. Толкование на [[old:ps:110:05#svt_afanasij_velikij|Пс. 110:5]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Крепость дел своих возвести людем своим, дати им достояние язык** От общего пророк переходит к частному, от событий, происходив­ших во вселенной, к событиям, бывшим с иудеями. Впрочем, если рассмотреть внимательно, то и эти события имеют значение всеобщее. Все, случившееся с иудеями, послужило уроком для других: и войны, и трофеи, и победы их могут для внима­тельных служить вместо проповеди. В самом деле, все это происходило не по обыкновенному порядку дел человеческих, но неизъяснимым образом. По обыкновенному ли порядку ве­щей разрушаются стены при звуке труб, женщина предводи­тельствующая преодолевает и побеждает, малый отрок одним метанием камня поражает полки неприятелей? Много и других необыкновенных событий случилось с ними. Так они победили врагов; так изгнали их из Палестины. Когда поэтому про­рок говорит: **«силу дел Своих возвестил Он народу Своему»**, то говорит не что иное, как то, что Бог явил силу Свою, из­гнав народы не просто, но таким способом, из которого ев­реи особенно ясно могли видеть, – хотя для этого достаточно было и предшествовавших событий, – что поражение врагам было на­несено Богом и что под Его предводительством решена судьба их. И действительно, Бог наставлял иудеев не сло­вами только, но и делами, обувью, одеждою, пищею, светом ночным и дневным, облаком, войною, миром, победами, зем­леделием, дождями, словом – все возвещало им Господа, про­буждало ослепленный ум их, и не было времени, когда Бог не являл бы им постоянно Своих знамений. **//Беседы на псалмы. На псалом 110.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати имь достояние язык** Нам наипаче явною соделал силу Свою, даровав нам богатство посрамления ими, но и имущество их обратил в нашу собственность. ===== Евфимий Зигабен ===== **Крепость дел своих возвести людем своим; дати им достояние язык** Древнему народу еврейскому Бог показал крепость дел своих, т. е. могущество в делах посредством ежедневно производимых Им чудес; а народу христианскому показал крепость в делах ежедневными чудесами, показанными по вочеловечении Его. Для чего же Он это делал? Для того, чтобы иудеям дать землю обетованную, в которой прежде жили народы, а нам христианам дать и обетованную и другим народам принадлежавшую землю, т. е. ту, которою возобладали христианские цари. Слова //Исихия//: Надеясь на сию крепость, апостолы ходили на проповедь ко всем народам, и получили в наследство всю землю, обратившуюся чрез слова и труды их. //Афанасия//: Лик, говорит, апостольский возвестил призванному к вере народу силу дел Христовых, вместо того, чтоб сказать, что Он одни и те же дела всегда производит своею силою. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Крепость дел своих возвести людем своим, дати им достояние язык** **Возвести**; Бог фактически проповедовал о силе и крепости Своих дел, когда Он так легко ввел Израиля в наследие язычников (**дати им**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Крепость дел своих возвести людем своим, дати им достояние язык** Разумеется не только чудесное завоевание Палестины, но и то, что все чудесные события имели целью передать евреям "в наследие" всех язычников, сделать Свой народ главою последних, руководителем их, конечно, в деле познания истинного Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–8 **Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди его, утвержены в век века, сотворены во истине и правоте** Одна из наиболее важных статей Завета, учиненного Богом с Авраамом, состояла в том, что Господь Бог обещал дать потомкам его землю Ханаанскую, которая и названа была потом обетованною (т.е. обещанною) землею. Упомянув выше, что Господь Бог //обещал помнить завет Свой//, заключенный с Авраамом и другими патриархами израильского народа, пророк говорит здесь, что Господь Бог представил (**возвести**) людям Своим и доказательство непреложности Своего Завета (**крепость дел Своих**) в том, что дал им **достояние язык**, т.е. землю, которою раньше владели язычники, или, как выражено в переводе с еврейского: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников». А следующие слова пророка: **Дела рук Его истина и суд** представляют как бы оправдание предыдущей речи, чтобы кто не подумал, что Бог несправедливо поступил, отняв землю Палестинскую у хананеев и отдав ее израильтянам. Жители Ханаанской земли своим нечестием, идолопоклонством и крайним развращением [[old:lev:18:24|(Лев. 18:24–30)]] заслужили гнев Божий и наказание, а потому и подверглись, по суду Божию, лишению своей земли и изгнанию из нея. И вот пророк свидетельствует: «Дела рук Его – истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (пер. с евр.). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]