[<10>] ====== Толкования на Пс. 110:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди его** Сказав о силе Божией, пророк говорит и о правосудии Его, о том, что Бог тогда являл не только силу в делах Своих, но и великое правосудие. Он изгнал народы из Палестины не потому только, что хотел поселить в ней иудеев, но по справедливости. Вот почему и Моисей сказал в одном месте: //«мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась»// [[old:gen:15:16|(Быт.15:16)]]. Это нужно сказать не об одних только иу­деях и не только о событиях, бывших с ними, но о всем вообще. Все, совершаемое Им, есть истина и суд; суд, т.е. правда. А истиною Писание часто называет и человеколюбие. Слова эти, следовательно, означают, что Бог совершает все по правосудию и вместе по человеколюбию. Подлинно, если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы. Поэтому тот же пророк в другом месте говорит: //«не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих»// [[old:ps:142:02|(Пс.142:2)]]; и еще: //«если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?»// [[old:ps:129:03|(Пс.129:3)]] Так, все, происходящее от Бога, исполнено того и другого. Если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому, для спасения людей Он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление. **«Верны все заповеди Его»**. Как поступает часто пророк в других местах, так и здесь: от премудрости Божией, являющейся в творении и в разных видах промышления, он переходит к Его законода­тельству, показывая и здесь новый вид промышления. В са­мом деле, Бог вразумляет род человеческий не только тем, что создал столь много таких тварей, но и тем, что установил закон. Вот почему и в восемнадцатом псалме пророк, различая эти два вида промышления, в начале его говорит: //«небеса поведают о славе Божией; а в средине, окончив речь о творении, присовокупляет: закон Господень непорочен: обращает души; свидетельство Господне верно: умудряет младенцев. Оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи»// [[old:ps:018:02|(Пс.18:2, 8–9)]]. Так и здесь, сказав о знамениях, чудесах и делах Божиих, переходит к заповедям и говорит: **«верны все заповеди Его, утверждены они на век века, начертаны по истине и правоте»**. Не напрасно сказал он: **«все»**, но употребил это выражение, имея в виду множество заповедей. Так, есть за­коны творения, которые соблюдают все создания, солнце и луна, день и ночь, звезды, земля и течение всей природы. Есть за­коны, данные природе человеческой в начале, при сотворении человека, о которых Павел говорит: //«когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон»// [[new:rim:02:14|(Рим.2:14)]]; и еще: //«по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием»// [[new:rim:07:22|(Рим.7:22)]]. Есть заповеди на­писанные: они все остаются доныне; если же некоторые из них отменены, то потому, что изменены не к худшему, а к луч­шему. Так, заповедь: //«не убивай»// не отменена, но усилена; также заповедь: //«не прелюбодействуй»// не отменена, но получила большую силу. Поэтому и сказал Господь: //«не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»// [[new:mf:05:17|(Мф.5:17)]]. В самом деле, тот, кто даже не гневается, тем более, будет воздерживаться от убийства; тот, кто не смотрит на женщину сладострастными глазами, тем дальше от прелюбодеяния. Таким образом, закон имеет то особенное преимущество, что он бессмертен, постоянен, и закон природы, и закон естественный, и закон (ветхозаветного) любомудрия, и закон нового завета. Потому и сказал Господь: //«небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»// [[new:mf:24:35|(Мф.24:35)]], выражая их неизменяемость. Чему пребы­вать суждено волею Божиею, все то пребывает постоянно, и того ничто поколебать не может. **«Верны все заповеди Его»**. Что значит: **«верны»**? Тверды, постоянны. Когда они нарушаются, то следуют наказания, а сами они не колеблются; когда люди преступают их, то Бог отмщает за них. Поэтому не говори, будто это сказано для угрозы или преувеличенно. Никакой за­конодатель не говорит только для угрозы, но для вразумления. Если ты не веришь будущему, то убедись в этом из про­шедшего. Потоп при Ное, сожжение Содома, погибель фараона, истребление иудеев, пленения, войны – были ли только угрозою или действительным наказанием? Если же события прообразовательные действительно были, то тем более исполнятся истин­ные, и настолько более, насколько греховнее проступки людей, совершенные после такого врачевания и исправления. **//Беседы на псалмы. На псалом 110.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-8 **Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди Его, утвержены в век века, сотворены во истине и правоте** **«Дела рук Его истина и суд».** Совершил же сие не вопреки справедливости, но весьма законно; потому что враги, ни в чем не имея права жаловаться на нас, покушались истребить нас совершенно. А поэтому произнес на них истинный и правдивый приговор. **«Верны вся заповеди Его», «Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте».** Бог, законополагая, обещал благоволение Свое хранящим закон. Сие говорит Пророк и здесь, а именно, что не лживы обетования о хранении заповедей, и решившиеся исполнять их всегда пользуются промышлением Его. Ибо и мы, искренно умолявшие Его, оказались победителями неприязненых. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди его** **Дела рук Его истина и суд** Некоторые руками Отца называли Сына и Святого Духа, как создавших все. А дело их—дело Святого Духа—истина; так как и Господь сказал: Он (утешитель) наставит вас на всякую истину [[new:in:16:13|(Иоан. 16,13)]], а дело Сына—суд. Сии то две вещи истину и суд писание часто относит к Духу и Сыну. Или говорит так, что дела Христовы истинны (а не призрак) и праведны, т. е. исполнены, по словам //Дидима//, правды, различения и строения на пользу; почему и Исаия сказал о Нем: к истине (к исполнению) приведет суд. //Златоуста// же, изъясняя сии слова, говорит, что Писание многократно истиною называет человеколюбие, по какому значению мы должны понимать, что дела Божии исполнены человеколюбия и правды; так как Бог всегда и везде соединяет одно с другим. И если б Он употреблял одно человеколюбие, то мы все, по словам //Златословеснаго//, пали бы в нерадение, и если бы напротив того употреблял одну правду, то мы все погибли бы и никто не спасся бы. **Верны вся заповеди Его** Заповеди, говорит, Господа достоверны. Поскольку сказал: все заповеди; то во первых разумей заповеди, данные творению, которые сохраняются небом, солнцем, луною, звездами, днем, ночью, временами, землею, реками, озерами, источниками, деревьями, травами, и вообще всеми бездушными, одушевленными и неразумными, во вторых, заповеди, в начале врожденные человеческому естеству, хранимые и самыми язычниками, не имеющими писанного закона; в третьих, заповеди писанные в законе Моисеевом; в четвертых наконец, заповеди евангельские. Все таковые заповеди верны, т. е. постоянны и непреложны: ибо хотя некоторые заповеди ветхого Моисеева закона и изменены в новый евангельский закон, но изменены в лучший и высший. Итак, ничто не может нарушить их. Аминь говорю вам: прейдет небо и земля, но ни одна иота не прейдет из закона (т. е. десятословия), без того, чтобы не исполнилось все; также: небо, говорит, и земля прейдут, слова же мои не прейдут ([[new:mf:05:18|Матф. 5,18]]; [[new:mf:24:35|24,35]]). //Златоуста//: Что значит верны? Надежны, постоянны; ибо если будут нарушены, то последуют наказания; они непоколебимы; если же люди преступят их, то Бог защитит их. Не говори мне, что это сказано в угрозу, или преувеличено. Ибо ни один законодатель не говорит для угрозы только, но и для вразумления. //Василия//: Если же все заповеди Его верны, то явно, что нарушение чего-либо из написанного, или нововведение ненаписанного есть отпадение от верности и признак гордости. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 7-8 **Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди Его, утвержены в век века, сотворены во истине и правоте** Все эти дела (**дела рук**) – убедительные доказательства верности обетованиям и правды Божией, и как дела Его откровения свидетельствуют о Его величии, так и откровенные Его повеления – Его заповеди; потому что они непогрешимы (**верны**, мудрость Божия), неизменны (**утверждены в век**) и не подвержены, подобно человеческим законам, постоянным изменениям (неизменность Божия), составляют, наконец, фактическое (**сотворены** – назначены, определены) выражение вечной Его истины и правды. Истребление хананеев было делом божественной правды – они давно ее заслужили – и верности к Аврааму, семени которого обещана была земля (**истина и суд**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди Его** См. Толкование на [[old:ps:110:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 110:6]] [<10>]