[<10>] ====== Толкования на Пс. 112:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли** Как возвышенны, по-видимому, эти слова! Но если представишь, о Ком они сказаны, то они будут весьма недостаточны. И здесь, как я говорил, не должно останавли­ваться на словах, но возноситься мыслью. В самом деле как может обитать на небесах наполняющий небо и землю, вездесущий, сказавший: //«разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?»// [[old:ier:23:23|(Иер.23:23)]], измеривший //«воды горстью своею и пядью измерил небеса...; восседает над кругом земли»// [[old:is:40:12|(Ис.40:12, 22)]]? Но так как про­рок говорил иудеям, то он и употребляет такие выражения, мало-помалу возвышая их душу, окрыляя и постепенно воз­буждая их ум. Потому он и не сказал просто: **«на высоте живущий и на смиренных взирающий**; но сказал прежде: **кто, как Господь Бог наш**, а потом присовокупил: **на высоте живущий и на смиренных взирающий»**; сказал первое, чтобы показать, для чего он говорит последнее, – именно, по причине немощи иу­деев, склонных к идолослужению и покланявшихся богам, заключенным в определенных местах и храмах. Потому он и делает некоторое сравнение между ними, хотя Бог не­сравненно превосходит всех, приспособляя речь свою к не­мощи слушателей, как я прежде сказал и не перестану часто говорить. Он заботился не о том, как бы сказать что-нибудь достойное славы Божией, но как бы сказанное было понятно для слушателей. Потому он мало-помалу и возвышает их, впрочем, не останавливается на низших понятиях, но открывает опять другие, высшие. Сказав: **«на высоте живущий и на смиренных взирающий**, он опять возводит речь к высшему и гово­рит: **на небе и на земле**, выражая, что Бог – везде, и там и здесь. Он не издали смотрит на землю, как бы за­ключенный в небесах, но как вездесущий и всему соприсущий. **//Беседы на псалмы. На псалом 112.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли** **«Кто яко Господь Бог наш?»** Божественное Писание многократно повторяет сие. И блаженный Моисей говорит: //«кто подобен Тебе в бозехь Господи, кто подобен Тебе? прославлен во Святых»// ([[old:ish:15:11|Исх.15:11]]); и блаженный Давид сказал: //«кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих»// ([[old:ps:088:07|Пс.88:7]])? И еще: //«яко кто Бог разве Господа? Или кто Бог разве Бога нашего»// ([[old:ps:017:32|Пс.17:32]])? Из всех сих изречений дознаем, что Бог всяческих несравним, и что никакое существо не может сравняться с Божиим естеством, или силою, или деятельностию. **«На высоких живый», «И на смиренныя призираяй на небеси и на земли».** Ибо почитаемый живущим на небесах все назирает, и ничего существующаго не оставляет без Своего о том попечения. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 5-6 **Кто, яко Господь Бог наш. На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли** Сии слова Давид говорит в укоризну и посмеяние ложным эллинским и языческим богам: какой, говорит, другой бог подобен нашему истинному Богу? Без сомнения никакой. Он обитает на высотах, на небе; но призирает и на низ, на землю. Как же Бог живет на высоких и на небе, когда Он же, по словам Исаии, измерил небо пядию и землю горстью своею и наполняет небо и землю, находясь везде и в каждой стране, и когда Он неописан и невместим и как обитает на небе и призирает на землю? Ответствуем с божественным //Златоустом//, что Давид, снизойдя сначала до грубости иудейского ума, и сказав, что живет на небеси и оттуда смотрит на землю, после сего возводит несколько мысль иудеев к более богоприличному разумению, когда говорит: на небе и в земле, сказывая как бы так: Бог в одно и то же время есть и на небе и на земле, и горе и долу, т. е. Бог вездесущ. На сие обратись к изъяснении слов [[old:ps:002:04#evfimij_zigaben|2]]-го псалма: живущий на небесах посмеется им. Другие слова: «на небе и на земле» соединяю их с словами: кто как Господь Бог наш? т. е. кто таков, как Господь и Бог наш на небе и на земле? Без сомнения никто. Слова великого //Василия//: Престолом Божиим называется небо от того, что небесные силы имеют в себе познание Бога, неподвижно как бы возседящим на престоле; а земля - подножием по той причине, что люди на ней едва последнее нечто могут вместить о Боге. //Златоуста//: Не велико ли и то, о чем говорится? Но когда поймешь, о ком говорится, то увидишь что это весьма недостаточно. Ибо как обитает на небесах вездесущий, тот, кто говорит: Я Бог близкий, а не Бог далекий [[old:ier:23:23|(Иер. 23,23)]]? //Афанасия//: Здесь дается наставление новому народу, что хотя Господь наш и вознесся, но и ныне вся земля полна славы Его и пользуется надзором Его. //Исихия//: Высокими называет святых; они высоки, потому что не занимаются ничем земным. О них ясно говорит Исаия: вот что говорит Всевышний, на высоких живущий вечно, святой во святых имя Его; Всевышний на святых почивающий [[old:is:57:15|(Исаии 57,15)]]. //Феодорита//: И блаженный Моисей говорит: кто подобен Тебе из богов, Господи? кто подобен Тебе? Славный во святых [[old:ish:15:11|(Исх. 15,11)]]. Из сего этого мы заключаем, что Бог не может быть сравниваем ни с чем: так как никакое существо не может быть уподобляемо естеству Божию ни по силе, ни по действию. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли** Местом особенного обитания Господа является небо, удаленное от земли на неизмеримое для человека расстояние. Как высоко небо над землею, так неизмеримо высок Господь над всем земным и человеком. Однако Господь не оставляет земли без своего попечения, Он и "призирает на землю", чтобы ниспослать слабому и беспомощному человеку разнообразные блага. В этом - выражение Его необыкновенной милости и любви. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–7 **Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога** Здесь псалмопевец делает сравнение, или как бы соотношение, Господа Бога Израилева с другими признаваемыми от людей божествами. Есть ли кто-нибудь, говорит, в мире такой, Кто как Иегова, Бог наш, Который, имея жительство на неприступных высотах, и всех и все превосходя величием Существа Своего, в то же время, по неизреченной милости и благости Своей, близок был и ко всему тому, что происходит на небе и на земле, даже к незначительным предметам, в особенности же к людям, кротким и смиренным; Который, восседая на высоте, преклоняется, чтобы видеть то, что на небесах и на земле? **Кто, яко Господь**, Который **на небеси** унизил гордых ангелов и сатану, и на земли воззрел на смиренных и праведных и возвел их к соучастию в вечной славе Своей, Который на земле презрел гордых фараонов, Навуходоносоров и других, подобных им, и воззрел на Моисея и Давида и на других смиренных и кротких, Который из праха подъемлет бедного, из брения **возвышает нищего**, как например многострадального Иова? **Землею **и** гноищем** псалмопевец называет ничтожество и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет блж. Феодорит, «и нищего и ничего не значащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым» [7, с 899]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]