[<10>] ====== Толкования на Пс. 112:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **вселяя неплодов в дом, матерь о чадех веселящуся** **Вселяя неплодове в дом.** Неплодно было множество языческих народов, но соделалось домом духовным, потому что в нем обитает Господь, соделалось и веселящеюся матерью многих чад, потому что чада его спаслись верою во Христа. Имеет же оно и некоторую противоположность с Синагогою, потому что последняя не возвеселилась о чадах, как преданных погибели. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **вселяя неплодов в дом, матерь о чадех веселящуся** Это исполнилось над Анною, испол­нялось и над многими другими. Видишь ли, как совершенно, как полно это песнопение? Пророк сказал, как совершится исправление вселенной, как прекратится иудейство, как вос­сияет новая жизнь Церкви, как везде будет приноситься жертва; потом, желая сделать слова свои достоверными и для людей грубых, подтвердил речь свою о будущем тем, что уже было. Смысл слов его следующий: не сомневайся, человек, что будет такая перемена, что Бог введет и отвергну­тые народы в величайшую славу. Не видишь ли, как это еже­дневно исполняется, как смиренные возвышаются и садятся с князьями? Не видишь ли, как поврежденная природа исправ­ляется, бесплодные делаются матерями? Нечто подобное произо­шло и с Церковью: она была неплодною, но стала матерью мно­гих детей. Поэтому и говорит Исаия: //«возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа»// [[old:is:54:01|(Ис.54:1)]], предвозвещая то, что имело произойти с Церковью. Таким образом, здесь пророк и окончил речь, доказав достоверность пророчества и собы­тиями уже совершившимися, и величием Божиим. Все, что угодно Богу, легко совершается. Он может и природу изме­нить, и смиренных возвысить, и нравы исправить. **//Беседы на псалмы. На псалом 112.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вселяяй неплодове в дом, матерь о чадех веселящуюся** И сие можно также видеть совершившимся на людях. Ибо и Сарру, и Ревекку, и Рахиль, и Анну, и Сампсонову матерь, и Елисавету, бывших безплодными, соделал матерями чад. В более же собственном и истинном смысле можно видеть сие на Церкви; потому что ее, древле неплодную и безчадную, соделал матерью веселящеюся о безчисленных чадах, по пророчеству, в котором сказано: //«возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа»// ([[old:is:54:01|Ис.54:1]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Вселяя неплодове в дом, матерь о чадех веселящуся** (Населяющий от неплодной дом, как от матери, веселящейся о чадах своих). Сими словами Давид хвалит Бога за Его силу, что Он не только просто изменяет вещи сего мира, но и самую природу и законы природы; потому что Бог от бесплодной и бесчадной жены населяет дом и делает ее матерью, веселящеюся о чадах своих, т. е. делает ее из бездетной многочадною, каковыми сделал в ветхом завете Анну, матерь Самуила, и многих других, а равно и в новоблагодатном евангельском; почему и Исаия сказал: Я и рождающую и бесплодную сотворил [[old:is:66:09|(Ис. 66,9)]]. А некоторые под домом здесь разумеют состоящее их детей семейство. Слова //Феодорита//: Более собственно и истинно это можно относить к Церкви. Ибо из неплодной, и бездетной, каковою она была прежде, Он сделал ее материю, веселящеюся о бесчисленных чадах, согласно с пророчеством: весьма неплодная и не рождавшая, восклицай и взывай, не бывшая в муках рождения: потому что много детей у оставленной; более нежели у той, которая имеет мужа. Истинно, по словам //Дидима//, Церковь из язычников сделалась многочисленною и богочадною более, нежели та, которая имеет мужа, нежели иудейская синагога. Она, по словам //Афанасия//, сделалась и домом духовным, как имеющая живущего в ней Господа; она стала и веселящеюся материю многих чад; так как чада ее спаслись верою во Христа. Чада ее имеют и различия от синагоги, которая не возвеселилась о чадах, потому что они преданы погибели. Слова //Григория Нисского//: Я думаю, что сими словами выражается и девство. Ибо действие телесного совокупления есть произведение мертвых тел; а следствие сообщения с духом есть, вместо детей, жизнь и нетление соединяющихся с Ним. Ибо различны добродетели, которых матерями становятся боголюбивые души. На сие прилично сказать апостольское слово, что спасется с своими детьми мать таковых детей, веселящаяся, как воспел псалмопевец. Ибо по истине веселится Дева, Матерь рождающая Духом бессмертные чада и названная пророком бесплодною по причине целомудрия. И //Дидим//, изъясняя сие в высшем смысле, говорит: каждая душа бесчадная, по бесплодству поселяется Богом в доме – в церкви живого Бога, каковая (душа) делается матерью дел поучений, мыслей и слов, чтобы веселилась вместе с рожденными ею от живущего с нею Божия слова. //Исихия//: Тесно для меня место. Сделай мне место, чтобы мне жить. И ты скажешь в сердце своем: кто мне родил их? Я бесчадна и вдова; кто же воспитал мне их? Я оставлена одна; откуда же они взялись у меня? [[old:is:49:20|(Исаии 49,20)]]. И другой некто говорит в замечаниях на //Феодорита//: Можно здесь разуметь и отличную перемену, что тот, который сидел в гноище страстей и как нищий, и не имел никакого блага и был бесплодная и бесчадная душа, получившая доброе изменение, поставлен выше земного, богатеет благами и рождает доброе чадо добродетели. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся** См. Толкование на [[old:ps:112:07#ep_irinej_orda|Пс. 112:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся** См. Толкование на [[old:ps:112:07#lopuxin_ap|Пс. 112:7]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся** См. Толкование на [[old:ps:112:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 112:8]] [<10>]