[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии** **Горы взыграшася яко овни.** Когда Бог явился на горах, они как бы взыграли, радуясь спасению Израиля. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии** Здесь представляется нам немаловажный вопрос. Некоторые в недоумении говорят: о вышесказанном мы знаем, что оно было; история пере­дала нам, что и Чермное море разделилось при исходе Израиль­тян, и Иордан обратился назад, когда проходил кивот; а о том, чтобы горы и холмы скакали, мы не видим нигде пись­менного свидетельства. Что же сказать на это? То, что пророк, желая сильнее выразить радость и величие чудес, представляет и сами неодушевленные твари играющими и скачущими, как бывает с веселящимися. Поэтому он и употребляет подобие: **«как ягнята у овец»**; эти бессловесные, когда радуются, скачками выражают свою радость. Как другой пророк, изоб­ражая бедствия, говорит, что и виноград рыдал и вино пла­кало [[old:is:24:07|(Ис.24:7)]], не в том смысле, будто виноград действи­тельно рыдал, – разве может рыдать виноград? – но, желая выразить чрезмерность скорби, усиленным образом представ­ляет и неодушевленные твари как бы участвующими в скорби; так и здесь пророк представляет тварь участвующею в ра­дости, чтобы показать величие этой радости. Так и мы, встречая какого-нибудь почтенного мужа и желая выразить происходящую от того радость, обыкновенно говорим: ты наполнил дом ра­достью, разумея не стены дома, но выражая чрезмерность радости. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии** См. Толкование на [[old:ps:113:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 113:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Горы взыграшася, яко овни, и холмы, яко агнцы овчии** (в стаде овец) Желая изобразить необыкновенную радость иудеев по перехождении их по суху чрез Чермное море и реку Иордан, Давид для сей цели прилагает чувство радости и взыграния к бездушным и бесчувственным вещам; он говорит, что и самые горы и холмы, т. е. как Синай и Хорив, так и иудейские горы, плясали, т. е. радовались, как овны и агнцы. Потому что бараны и ягнята внешним игранием и скаканием своим на цветущих лугах выражают радость свою. О радости бездушных мы говорили и в [[old:ps:095:11#evfimij_zigaben|95]]-м псалме, изъясняя слова: от лица Господня, ибо идет, где написано и сие: да веселятся небеса и радуется земля; возрадуются поля и все что на них. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-8 **горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя** //"Скакание гор"// - землетрясение, сопровождавшее синайское законодательство: превращение камня в источник - чудесное изведение в пустыне воды из камня. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии** **Горы взыграстеся** нужно, конечно, относить к трясению [[old:ish:19:18|(Исх. 19:18)]] Синая и соседних гор во время законодательства. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии** См. Толкование на [[old:ps:113:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 113:4]] [<10>]