[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20-21 **Господь помянув ны благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь, благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими** Что значит: **«благословил»**? Т.е. даровал бесчисленные блага. И человек благословляет Бога, как, например, говорится: //«благослови, душа моя, Господа»// [[old:ps:102:01|(Пс.102:1)]]; но благословляя Бога, он сам приобретает пользу, получая себе просвещение, а не доставляя что-нибудь Ему; а Бог благословляя доставляет нам просвещение, Сам же от нас ничего не получает. Бог есть существо, ни в чем не имеющее нужды. Следовательно, и в том и в другом случае мы получаем пользу. Как же он благословил иудеев? Он дал им хлеб с неба, произ­вел воду из камня, охранял входы и исходы их, умножал стада их, назвал их народом избранным, царским священством, дал закон, посылал пророков. Возвещая то же и в другом месте, пророк говорит: //«не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им»// [[old:ps:147:09|(Пс.147:9)]]. И другой пророк говорит: //«есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь?»// [[old:vtor:04:07|(Втор.4:7)]] **«Малых и великих»**. Ни одно поколение, говорит, не было лишено благословения, но на всех распростра­нялось оно. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 20-21 **Господь помянув ны, благословил есть нас: благословил есть дом Израилев: благословил есть дом Ааронь: Благословил есть боящияся Господа** И здесь Пророк сделал тоже разделение, и показал плод упования; потому что с упованием совокупил благословение и сказал, что передается оное не только дому Израилеву и дому Ааронову, но и боящимся Господа. Потом опять делает разделения по возрастам и по достоинству. «Малыя с великими;» потому что благословил не только юных, но и престарелых, не только изобилующих богатством, но и живущих в нищете, не только отличенных свободою, но и принужденных влачить иго рабства. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 20-21 **Господь, помянув ны, благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь. Благословил есть боящияся Господа, малыя с великими** Господь, говорит, вспомнил о нас рабах—своих, и посему благословил нас. Что же значит слово: благословил? По //Златоусту//: исполнил нас бесчисленными благами; поскольку с самого начала, начиная с предков наших до нашего времени, не исключая и нас потомков их, Бог не преставал благодетельствовать нашему иудейскому роду. И здесь также разделяет народ на три части, как разделил его прежде; о малых и великих говорит вообще касательно всех трех частей, где называет малыми и великими не только по возрасту телесному и по летам жизни, но и по силе и бессилию, а равно и по богатству, и бедности, и по знаменитости, и незнаменитости, и свободе, и рабству, т. е. Он благословил и высокий рост и низкий, и старых и молодых, сильных и бессильных, богатых и нищих, славных и неславных, господ и слуг. //Златословесный// присовокупляет и сие: Что значит: благословил? Исполнил, говорит, бесчисленными благами. И человек благословляет Бога, например, сказывая: благослови, душе моя, Господа. Но благословляющий Бога сам получает от сего пользу, сделавшись чрез сие блистательнейшим, а не Ему доставляя ничто. А когда благословляет нас Бог, то не Сам приобретает нечто, ибо Божество не имеет нужд. Посему и в том и в другом случае нам польза. Слова //Феодорита//: То же самое разделение сделал и здесь, где показывает плод упования. Ибо благословение, сопрягает с упованием, и говорит, что Он дает его не только дому Израилеву и дому Ааронову, но и боящимся Его. //Исихия//: Когда Бог забыл людей? Никогда, но сими словами выражает следующее: состоя под клятвою, мы не иначе могли освободиться от нее, как чрез взятие Христом нашей клятвы на Себя, когда Он был повешен на древе. Посему прилично говорит, что Господь во-первых, вспомнил, а потом благословил нас. Другой говорит: Бог помнит всех помнящих Его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь помянув ны благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь** См. Толкование на [[old:ps:113:17#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 113:17]] [<10>]