[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:22 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да приложит Господь на ны, на ны, и на сыны наша** Он Тот самый, Чьи законы храним мы. А чтобы не подумал кто, будто бы законодательство Моисеево от кого иного, Псалмопевец прежде, нежели упомянул о законодательстве, сказал о мироздании. И этим учит, что един есть Бог, все же прочее создано. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя** Видишь ли другой вид благословения – умножение рода? Поэтому другой пророк, представляя противоположное следствие в виде наказания, говорит: //«мы умалены, Господи, паче всех народов»// [[old:dan:03:037|(Дан.3:37)]]. Это благословение они получали в Египте, хотя было бесчисленное множество препятствий, труды, притеснения, жестокость приставников; но слова Божия ничто не остановило, и благословение Его действо­вало так, что в двести лет они умножились до шести сот тысяч. Тогда в этом заключалось благословение, а теперь, в новом завете, – в другом, гораздо лучшем. Потому Павел говорит: //«благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах»//; и еще: //«тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви»// [[new:ef:01:03|(Еф.1:3]]; [[new:ef:03:20|Еф.3:20, 21)]]. Потому и пророки в древности, желая оказать благодеяние, подавали это благословение. Так Елисей вознаградил жену, принявшую его, дарованием сына. В новом же завете благословением служит не это, а гораздо лучшее. Так порфиропродавщица не этого просила у апостолов, а чего? //«Если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите .у меня»// [[new:act:16:15|(Деян.16:15)]]. Видишь ли, какое различие между ветхим и новым заветом, – чего желали тогда, и чего теперь? Также Христос говорит: //«радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах»// [[new:lk:10:20|(Лк.10:20)]]. И Павел: //«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою»// [[new:rim:15:13|(Рим.15:13)]]. Видишь ли силу благословения, подающего неизреченные блага и не заключающего в себе ничего земного? И еще Павел говорит:// «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре»// [[new:rim:16:20|(Рим.16:20)]]. А в ветхом завете, когда люди были более склонны к чувственности, предметы благословения были чувственные, и многочадие считалось величай­шим благом. Так как от греха произошла смерть, то Бог, желая утешить род человеческий и показать, что Он не истребит его и не предаст совершенной погибели, но еще сделает людей многочисленнее прежнего, сказал: //«плодитесь и размножайтесь»// [[old:gen:09:01|(Быт.9:1)]]. Когда же сделалось известным, что смерть есть сон, тогда открылось достоинство девства. Поэтому Павел и говорил: //«желаю, чтобы все люди были, как и я»//; и еще:// «хорошо человеку не касаться женщины»// [[new:1kor:07:01|(1Кор.7:1, 7)]]. И Христос: //«есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного»// [[new:mf:19:12|(Мф.19:12)]]. Впрочем, и в древности Бог внушал прикровенно, что нужна добродетель, а не многочадие. Так, послушай, наприм., что говорит Премудрый: //«не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых»//; и лучше один, творящий волю Господа, нежели тьмы беззаконников [[old:prsir:16:01|(Сир.16:1–4)]]. Но неразумные иудеи, всегда склонные к чувственности и нерадящие о добродетели, гово­рили: //«он желал получить от Бога потомство»// [[old:mal:02:15|(Мал.2:15)]]? Поэтому Он, желая показать, что Он не этого требует, многократно предавал их погибели, когда оскудевала между ними добро­детель. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да приложит Господь на вы, на вы, и на сыны ваши** Стяжавшим упование на Бога пророческое слово желает приращения и множества. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да приложит** (сие)** Господь на вы, на вы **(над нами)**, и на сыны ваша** (нашими) Господь, говорит, да умножит и нас и сынов наших, и да прибавит нам еще более благ. В некоторых списках стоит второе лице над вами и над сынами вашими; а из сего явствует то, что Давид молится о приложении и умножении рода христианскаго; так как он умножился больше иудеев, и ему прибавлены истинные и небесные блага. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя** И Он всегда помогал и помогает Своему народу; пусть же это Он совершит в еще более обильной мере на детях и внуках во все будущие времена. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя** Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 22–26 **Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша: благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века** В первых словах выписанных здесь стихов пророк продолжает речь свою о благословении Божием, выражая желание, чтобы благословение сие как можно изобильнее изливалось на всех уповающих на Господа. **Да приложит Господь**, т.е. «да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших, да изливается изобилие всех благ не только над вами, но и над сынами вашими». Таким образом, вы будете «благословенны от Господа» полным и совершенным благословением не только здесь, но и в будущей жизни. Напоминая в последующих словах о сотворении Богом неба и земли, пророк тем самым подтверждает, что Господь Бог не без цели сотворил небо и землю, но для того, чтобы Промыслом Своим сохранять вселенную и управлять ею. «Видишь ли, – говорит св. Иоанн Златоуст, – какова сила благословения? Ибо слова Его суть самое дело. Так небо создано его словом: ибо словом Господним небеса утвердились [[old:ps:032:06|(Пс. 32:6)]]. Сим-то, столь могущественным словом, и тебя благословляет» [5, с. 336]. Он благословляет и всех христиан чрез апостолов, которых Владыка Христос благословил во время вознесения Своего на небо [[new:lk:24:50|(Лк. 24:50–51)]], как благословляет и ныне всех молящихся Ему, при священнодействии литургии, чрез своих священнослужителей. **Небо небесе**, говорит пророк, служит Господу, – это небо то самое, которое Бог сотворил «//в начале//» [[old:gen:01:01|(Быт. 1:1)]], и которое по словам блж. Феодорита, служит покровом для сего видимого неба, называемого «твердию» [6, с. 555]. Оно назначено было жилищем Господу, как сказано в предыдущем псалме [[old:ps:112:05|(Пс. 112:5)]], а землю Господь сотворил и определил в пользу и для жилища людей (**сыновом человеческим**). Господь благословляет людей, и люди в свою очередь должны благословлять Господа, к чему они и призываются (см. [[old:ps:033:04|Пс. 33:4]], [[old:ps:112:02|112:2]], [[old:ps:116:01|116:1]]). И это благословение Господа со стороны людей должно состоять в хвале и прославлении Бога, в исповедании великих дел Его ([[old:ps:102:start|Пс.102]], [[old:ps:103:start|Пс.103]], [[old:ps:105:start|Пс.105]] и др.), пока они живут на земле, которую получили от Бога, равно как долг ангелов – славословить Его на небеси, которое предназначено собственно Богу и служебным духам Его. Однако не все люди предназначены благословлять и восхвалять Господа. **Не мертвыи восхвалят Тя, Господи, ниже еси низходящии во ад **(пер. с евр.: «в могилу»); о чем упоминается и в других псалмах [[old:ps:006:06|(Пс. 6:6]], [[old:ps:029:10|29:10]], [[old:ps:087:11|87:11]], [[old:ps:093:17|93:17)]]. **Мертвыми**, по словам св. Иоанна Златоуста, «пророк называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии или истлевающих во грехах» [5, с. 337], а по мнению блж. Феодорита, «служащих неодушевленным идолам, ибо что бесчувственнее их?» [6, с. 555). По словам св. Афанасия Александрийского, пророк «разумеет служителей демонских, которые не имеют в себе жизни» [3, с. 358]. Но **мы живии** благословим Господа отныне и до века. И на эти слова дают объяснение: св. Иоанн Златоуст – такое: «Прибавление: **мы живии**, – указывает на подобных Давиду, живущих добродетельно... И грешники живут, но живут в наказании, мучении, скрежете зубов, а те в свете и славе, занимаясь вместе с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу» [5, с. 338]. А блж. Феодорит следующее: «Живыми называет пророк поклоняющихся живому Богу, которым и предоставил сию божественную песнь» [6, с. 555]. Из сего можно вывести такое заключение, что если мы, именующие себя православными христианами, не забываем своего долга – благословлять и прославлять Господа непрерывно (**отныне и до века**), – если мы молимся и – молимся, по заповеди апостола, «//непрестанно//» [[new:1sol:05:17|(1 Сол. 5:17)]], – то мы можем считать себя в числе живых; в противном случае, т.е. если мы не благословляем Господа, пренебрегаем важнейшею для нас обязанностию молиться и молитвою восхвалять Господа Бога, то мы мертвы. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]