[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим** Что говоришь ты? Неужели Бог избрал небо в жилище Себе, и заняв места горние, назначил нам здеш­ние? Нет, не так; но это – слова приспособительные к по­нятиям людей. Если бы это было так, то могли ли бы стоять другие слова, сказанные Богом: //«не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь»// [[old:ier:23:24|(Иер.23:24)]]? Последние противоречили бы первым, если бы мы стали принимать те буквально, а не обратили внимания на заключающийся в них смысл. Что же значит: **«превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим»**? Он выражается приспособительно, не заключая Бога в небесах. И слова: //«небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих»// [[old:is:66:01|(Ис.66:1)]], равно как и слова: //«не наполняю ли Я небо и землю»// [[old:ier:23:24|(Иер.23:24)]], также не вполне соответствуют достоинству Божию, а сказаны приспособительно к нам. Бог все объемлет, все носит, не нуждаясь в каком-нибудь месте, но Сам содержа все; небо же называется домом Его потому, что оно есть место, не оскверненное пороком. Здесь, следовательно, не говорится, что небо есть избранное место Его, точно так же, как и в следующих словах: //«когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых»// [[old:vtor:32:08|(Втор.32:8)]], или: //«Иакова избрал Себе Господь»// [[old:ps:134:04|(Пс.134:4)]]. Здесь не говорится, будто иудеи принадлежат Ему, а прочие люди не принадлежат и лишены действий Его промыш­ления и творчества, – Он есть Бог общий всем, а выражение такое употреблено для того, чтобы показать любовь Его к ним, как бывшим по-видимому лучше других. А что не их одних Он избрал, но о всех промышлял, это показывают события, бывшие и прежде Моисея, и при нем, и после него в разных случаях. Так Он дал солнце, землю, море и все прочее всем вообще, и закон естественный внедрил во всех. Авраама персиянина Он возлюбил и переселил; но чрез него вразумлял и египтян, и жителей Ханаанской земли, и персов; также чрез сына и внука его исправлял многих из их соседей, сколько зависело от Него. Потом, когда родился Моисей, событиями происходившими с иудеями Он руководил к богопознанию египтян, жителей Палестины и затем вавилонян. Таким образом, когда пророк говорит: **«превысшее небо – Господу»**, то выражает, что Господь пребывает в тамошних обителях, как свободных от всякого зла. Так и ты, если не будешь привязываться к земле, но сделаешься ангелом, то скоро войдешь на небо и в отеческий дом, и даже еще прежде вос­кресения переселишься отсюда и будешь обладать таким достоинством. Как многие из людей, избранных в члены великого сената, и живя в деревне носят это звание, так и ты, если захочешь быть гражданином неба, то и живя здесь можешь иметь это достоинство. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Небо небесе Господеви: землю же даде сыновом человеческим** Селение Его на небе, не на этом видимом, но превысшем онаго, которое видимому служит кровом, как нам видимое. Обитает же на небе Господь всяческих, не как имеющий описуемое естество, но как веселящийся о жительствующих там ликах святых Ангелов. А землю уделил Он человеческому роду. Поэтому промышляет не об Иудеях токмо, но и о всех человеках, которым дал в жилище землю. ===== Евфимий Зигабен ===== **Небо небесе** (служит)** Господеви, землю же даде сыновом человеческим** Первое, говорит, небо, которое сотворил Бог при начале творения чувственного мира, и которое служит, по словам //Феодорита//, покровом для сего видимого неба, называемого твердию, оно служит жилищем для Господа; к чему вспомни изъяснение слов: на высоких живущий (в предыд. [[old:ps:112:05#evfimij_zigaben|112]]-м псалме). А землю дал в жилище и пользу людей, для которых и сотворил ее. //Феодорита//: Господь, властвующий над всем, живет на небе, не потому, что естество Его ограничено, но потому что Он радуется об обитающих там ликах Ангелов. //Златоуста//: Это не то значит, что Он, взяв горние, нам уступил дольние места, вовсе не так. Но это выражение снисходительности. Ибо если бы то было так: то как имели бы место другие слова Божии: небо и землю не Я ли наполняю, говорит Господь? Ибо сии слова противоречат тем. Итак, он употребляет снисходительное слово, не заключая Бога на небе, но показывая, что Он почивает в живущих там. Другой говорит (быть может //Дидим//): Кто может созерцать сие в глубочайшем смысле, тот скажет, что есть некое небо, преимущественно называемое в Писании небом и усвоенное Богу, на котором один Бог. Так прежде преступления диавол, будучи на небе, говорил, как находящийся негде внизу так: на небо взойду, выше звезд небесных поставлю престол мой. На сие небо никто не восходил, как только сошедший с небес, который и пришел, быв оттуда послан, в говорит: Я снизошел с небес. И также Дух Святой послан с сего неба, как говорит Петр: Духом Святым посланным с неба. Ибо где Отец, там и Сын и Св. Дух. И небо сие не местное, но так сказать преимущественное превосходство и состояние Божие. Почти то же самое говорит и блаженный Августин в 36-й главе своих Уединенных бесед: ибо не созерцаемо, не видимо и выше всякого разума и понятия и как нисколько недоступный, непреложимый и несообщимый, Он представляется верою; (свет) коего никто из людей, или ангелов не видел и не может видеть. Это Твое, Господи, небо, небо, скрывающее пресокровенный, непостижимый, неизъяснимый, и всякое существо превосходящий свет, о котором говорится: небо небесе, для которого сие небо есть земля, так как сие небо превыше всякого удивления повышено выше всякого неба и самого огненного. Потому-то и сказано: небо небесе Господу, что никому другому оно неизвестно, как только Господу, на которое никто не восходил, как только Сшедший с небес. Ибо никто не знает Отца кроме Сына, и Духа Их, и никто не знает Сына, кроме Отца и Духа Их, а равно и никто не знает Духа, кроме Отца и Сына, коим принадлежит Дух Святой. //Исихия//: Видишь ли, как Творец поделился творением своим с нами? Как Сам невидимый Он имеет у Себя невидимое небо—небо небеси; а нам уступил видимую тварь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим** См. Толкование на [[old:ps:113:22#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 113:22]] [<10>]