[<10>] ====== Толкования на Пс. 114:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен и Бог наш милует** **О Господи, избави душу мою.** Выше сказав вообще: **во дни моя** призывал я, показывает, в чем состояло его призывание. В чем же именно? Не в этом ли: **о Господи, избави душу мою?** Говорил же это, зная, что милостивый Господь услышит его. **И Бог наш милует.** Милость есть движение духа, возбуждаемое состраданием к униженным в достоинстве. Так, поскольку и мы, лишившись пребывания в раю, из славных сделались бесславными, то Бог, видя, что мы были и чем стали, милует нас. Ибо глас милости взывал Адаму: //где еси// ([[old:gen:03:09|Быт. 3,9]])? показывая тем, откуда и куда ниспал он. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен и Бог наш милует** См. Толкование на [[old:ps:114:03#svt_vasilij_velikij|Пс. 114:3]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен и Бог наш милует** Другой перевод­чик (Симмах) говорит: //молю, Господи, изведи душу мою// (άξιω δη… έξελου). Третий (Акила): //о, Господи, спаси душу мою// (περίσωον). Видишь ли любомудрую душу? Видишь ли, как он, оста­вив все житейское, просит только одного, чтобы душа его осталась невредимою, не потерпела ничего пагубного для нее? Действительно, когда душа в хорошем состоянии, то все про­чее придет само собою; а когда она не в хорошем состоянии, то всякое другое благоденствие не принесет нам никакой пользы. Потому нам должно и делать и говорить так, чтобы она спа­слась. На это указывает и Христос, когда говорит: "//будьте мудры, как змии//" [[new:mf:10:16|(Мф. 10:16)]]. Как змий выставляет все свое тело, чтобы только спасти голову, так и тебе нужно оставить все прочее для спасения души. Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий – смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа; равно как и от са­мой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла. Вот почему пророк, оставив все прочее, говорит только о душе и просит, чтобы она была подвергнута не стро­гому суду и избавлена от невыносимых наказаний. "**Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует**". Видишь ли, как он научает слушателя не отчаиваться и не предаваться беспеч­ности? Он как бы так говорит: не отчаивайся, потому что Господь милостив; но не будь и беспечен, потому что Он праведен. Таким образом, он и предостерегает от беспеч­ности, и истребляет отчаяние, с той и другой стороны устрояя наше спасение. Далее, указывая на готовность Божию к помилованию, пророк прибавляет: "**и Бог наш милует**". Хорошо сказал он: "**Бог наш**", в противоположность богам, о которых он упомянул прежде. Тем свойственно закалать, убивать, непри­миримо враждовать, а Ему – миловать, прощать и всегда избав­лять от опасностей: это особенно, между прочим, и доказывает, что те – бесы и губители, а Он – промыслитель, защитник и Бог истинный. **//Беседы на псалмы. На псалом 114.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен и Бог наш милует** **«О, Господи, избави душу мою».** Слезно молясь, говорил я следующее: защити, Владыка, и избавь души наши от облежащих зол. Впрочем, дознав опытом великое Его человеколюбие, знал я моляся, что получу просимое. Ибо и сие присовокупил Пророк. **«Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует»**, потому что изливает на людей потоки милости. Но Он и правдив, наказывает обидчиков, если не хотят прибегнуть к раскаянию. Пророк, дважды упомянув о милости, однажды упоминает о правде; потому что человеколюбие Божие препобеждает определение правды. ===== Евфимий Зигабен ===== **О Господи, избави душу мою. Милостив Господь и праведен; и Бог наш милует** Господи и Боже, говорит, избавляй меня и впредь от будущих зол, которые могут постигнуть меня. Смотри, читатель, как Давид наставляет слушателя, представляя Бога милостивым. Посему не отчаивайся, грешник, по причине грехов своих. Далее он говорит, что Бог и праведен; посему не теряй бодрости касательно милосердия Его и не будь небрежен и беззаботлив, но уповай и вместе бойся, как изъясняет //Златоуст//. За сим, чтобы показать, что Бог более преклоняется к человеколюбию, нежели к правда, как замечает //Феодорит//, Давид присовокупил и то, что Бог наш милует, сказав: Бог наш для различия от ложных богов языческих. //Златословесного//: Видишь ли душу, исполненную любомудрия? Как он, оставив житейское, ищет одного только, чтобы душа осталась неповрежденною, и чтобы она не подверглась ничему зловредному? Ибо когда она будет в хорошем состоянии, тогда и все прочее будет соответствовать сему, как напротив при несчастном состоянии ее благоуспешность во всем прочем не может доставить нам никакой пользы. Посему все—и дела и слова должно направлять ко спасению ее. И сие-то значит наставление: будьте мудры, как змея. Ибо как змей, чтоб сохранить голову свою, оставляет всю остальную часть тела своего; так и ты за спасение души своей должен отдавать все прочее. Заметим здесь, что блаженный //Феофилакт// при изъяснении евангельских слов, сказанных Господом: душа моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче спаси Меня от часа сего [[new:in:12:27|(Иоан. 12,27)]]; также следующих апостольских: Он во дни плоти своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Тому, Который мог спасти Его от смерти [[new:evr:05:07|(Евр. 5,7)]], говорит, что Давид в сем псалме пророчествуете о сих словах Господа и Апостола, посему говорит: и во дни мои призову. Объяли меня болезни смертные, беды адские постигли меня, и имя Господне я призвал. Господи, избавь душу мою. //Феодорита//: Упомянув о милости дважды, о правде сказал однажды, чем показал, что Бог более склонен к человеколюбию; ибо оно побеждает суд правды, которую употребляет только как средство. Великого Василия: Милосердие есть сострадательность, бывающая у тех, которые имеют к кому либо любовь, к тем, которые слишком унижены. Так мы сострадательны к тому, который, быв прежде весьма богат, пришел в крайнюю нищету, и к тому, который прежде отличался красотою и совершенством тела, а потом расстроился от постыдных страстей. Посему, поелику и мы были некогда славны, когда находились в раю, а потом сделались бесчестны и унижены чрез падение, то Бог милует нас, видя чем мы стали и какими были прежде; почему гласом своего милосердия Он и к Адаму взывал: Адам, где ты? Ибо тот, кто знал все, не имел нужды в возвещении, но хотел, чтоб он понял, из какого каким он стал. Где ты? Вместо того, чтоб сказать: во что ты низринулся с такой высоты? //Оригена//: Поелику Господь милует с правдою, то посему Он милостив и праведен. Саул, милуя Агага, при сей милости не был праведен. И если бы всякая милость была праведна, то закон не говорил бы о некоторых: бедного не помилуй на суде [[old:ish:23:03|(Исх. 23,3)]]. Безымянного: Бог, как милостивый, не отвращает лица от молящегося грешника; а, как праведный, Он не иначе принимает его, как с покаянием. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **О Господи, избави душу мою. Милостив Господь и праведен; и Бог наш милует** См. Толкование на [[old:ps:114:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 114:3]] [<10>]