[<10>] ====== Толкования на Пс. 114:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя** **Обратися душе моя в покой твой.** //Покоем// своим называет горние обители, которые приимет в воздаяние за подвиги. А также покой души есть воздержание от грехов. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя** Сам себе предлагает утешительное слово добрый подвижник, говоря подобно Павлу: //«Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды»// [[new:2tim:04:07|(2Тим. 4, 7–8)]]. То же говорит самому себе и Пророк: поскольку ты прошел уже довольное поприще жития сего, то **«обратися»** наконец **«в покой твой, яко Господь благодействова тя»**. Ибо вечный покой предстоит тем, которые в здешней жизни законно подвизались, – покой, не по заслугам дел воздаваемый, но по благодати великодаровитого Бога даруемый уповавшим на Него. Потом, не говоря еще о тамошних благах, но возвещая, как освободился от мирских тревог, благодарит за сие Освободителя душ, Который избавил его от многоразличного и тяжкого рабства страстям. **//Беседы на псалмы. Беседа на сто четырнадцатый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя** В историческом смысле эти слова означают некоторое дивное избавление, успокоение и осво­бождение; а если принимать их в переносном смысле, то избавление здесь может означать отшествие из здешней жизни и указывать на это успокоение. Действительно, смерть есть осво­бождение от всех неожиданных бедствий, и скончавшийся с доброю надеждою уже не подлежит неизвестности, но находится в безопасности. Хотя смерть произошла от греха, но Бог обратил ее к нашему благу. Потому же Он не ограничился только ею, но и саму жизнь сделал трудною, дабы ты знал, что Он не допустил бы и первой, если бы Своею премудростью не мог обратить ее в величайшую нам пользу. Сказав: //«в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»// [[old:gen:02:17|(Быт.2:17)]], Он не ограничился этим наказанием, которое заключалось в словах: //«прах ты и в прах возвратишься»// [[old:gen:03:19|(Быт.3:19)]], но объявляет и другое: //«в поте лица твоего будешь есть хлеб, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе»//; и жене говорит: //«умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей»// [[old:gen:03:16|(Быт.3:16–19)]]. Первого недостаточно было для того, чтобы вразумить их. А таким образом, мы видим, многие исправ­ляются. Смерть, постигая людей, делает их бесчувственными; а эти бедствия делают живых лучшими. Если же смерть пред­ставляется страшною, то причиною этого слабость людей. А что действительно страх происходит от слабости, послушай Павла, который просил себе смерти и радовался ей: //«имею желание говорил он разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; и еще: я и тому радуюсь и буду радоваться»// [[new:fil:01:18|(Флп.1:18, 23)]]; а противным тому тяготился: //«мы в себе стенаем//, говорил он,// ожидая усыновления, искупления тела нашего»// [[new:rim:08:23|(Рим.8:23)]]; и еще: //«находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем»// [[new:2kor:05:04|(2Кор.5:4)]]. Видишь ли, какое благо – любомудрие? Что другим кажется достойным слез, то ему вожделенно; а что другим кажется достойным радости и веселия, о том он воздыхает. Действительно, не достойно ли воздыханий – быть в стране чужой, вдали от своего отечества? И не достойно ли радости – скоро возвратиться в тихую пристань, достигнуть горнего жилища, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания? Но, скажешь, возможно ли это для меня, грешника? Вот, видишь ли, что не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть? Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенною. **//Беседы на псалмы. На псалом 114.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя** Сами себя ободряют и поощряют к мужеству, указуя множество Божиих благодеяний, и научая самих себя, что, если и смерть приимут за благочестие, то преставятся к жизни радостной и безпечальной. Ибо такую жизнь Пророк назвал //«покоем»//, дает же сие видеть следуюшими словами: ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 6-7 **Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения** Некоторым Давид в сих словах представляется побуждающим самого себя обратиться к успокоению и свободе от тех искушений, которые испытывал доселе; ибо он утешает себя тем, что он освобожден и избавлен был тогда от ожидаемой смерти, от слез, которые проливал по причине великой скорби и от сетей, поставленных ему врагами, которыми он часто был уязвляем. А если кто принимает сии слова в высшем смысле, то под покоем, согласно с //Златоустом//, он может разуметь отшествие души праведника, которое освобождает его от всякой печали. Ибо сие разлучение ее и успокоение есть для праведных людей благодеяние от Бога; так как они чрез сие освобождаются от бремени и других телесных недугов; почему и Павел говорит: ибо мы, находящиеся в сей хижине, стенаем под бременем [[new:2kor:05:04|(2 Кор. 5,4)]]; и еще: желаю разрешиться и быть со Христом; ибо это гораздо лучше [[new:fil:01:23|(Фил. 1,23)]]. Итак, сии слова приличны тем праведникам, которые отлучаются от тяжкого и многотрудного тела сего и упокоеваются в обителях небесных. Потому-то и Давид, сказав, что Господь благодетельствует Тебе, присовокупил, что Он изъял, т. е. освободил душу его от смерти, или от греха моего, который есть душевная смерть, как умерщвляющая действия души в добродетели. Он освободил также и глаза мои от слез, так что они более не плачут, по причине многих и частых скорбей; освободил и ноги мои от препятствий и преткновений, которые полагали мне злоумышлявшие на меня видимые и невидимые враги мои. //Златоуст// присовокупляет и сие: Хотя смерть внесена (в мир) грехом, но Бог употребил ее во благодеяние нам; и она, как доставляющая нам собою свободу от зол и часто провождающая в горнюю жизнь, не знаю, может ли собственно быть названа смертью, когда она более страшит своим именем, нежели самым делом. Если же она и представляется ужасною, то представляется такою, по немощи имеющих о ней такое понятие. Нет, не смерть причиняет огорчение, а сознание пороков в совести. Итак, перестань быть грешником, и тогда смерть будет для тебя вожделенною. Слова //Василия//: Успокоением своим праведник называет горние обители, которые он получит в воздаяние за свои подвиги. Посему добрый подвижник относит к себе утешительные сии слова, подобно Павлу сказывая: подвиг добрый я совершил. А теперь готовится мне венец правды. Ибо вечный покой предназначен законно подвизавшимся в сей жизни и воздается не за дела как долг, но по милости великого Бога даруется уповавшим на Него. Хорошо сказал: к покою твоему, так как он есть твой собственный, а не чужой: святые получают уготованные им Богом блага, как свое собственное приобретение. //Златоуста//: И ноги мои от поползновения. Это больше предыдущего; потому что мы освобождены не только от печали, но и от преткновений и злоумышлений. Итак, тот, кто отошел с добрыми подвигами и достиг пристани, тот остановился уже на камне; все препятствия уничтожились; уже нет нигде беспокойства и шума, но пребывает в непрерывной славе тот, кто отсюда отошел так. //Исихия//: Покой души есть прекращение грехов; ибо ее беспокоит грех и сокрушает все силы ее. Поелику почитая крещение свободою от грехов, Давид наименовал его водою покоя. Итак, он советует заблуждавшей во грехах душе обратиться к покою, доставляемому крещением, или слезами покаяния. Опять //Василия//: Изображает будущий покой в сравнении с земными благами. Здесь одержали меня болезни смертные; а там изъял душу мою от смерти. Здесь глаза от скорби источают слезы; а там нет слез. Ибо Бог отнял всякую слезу от всякого лица [[old:is:25:08|(Исаии 25,8)]]. Здесь великая опасность от поползновения; почему и Павел говорил: кто думает, что он стоит, пусть бережется, чтоб не упасть, а там тверды основания; жизнь неизменна; нет опасности быть увлечену грехом. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя** Поелику же Господь столь милостиво помог ему, то душа псалмопевца, доселе унывавшая, может теперь быть спокойною и предается надежде, что Господь поможет ему вести богоугодную жизнь. **Обратися** и проч. Душа от горести готова была отпасть от любви, поэтому – обращенное к ней убеждение возвратиться, чтобы снова наслаждаться прежним покоем. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя** //Я покоен, так как Господь осушил мои слезы и дал мне при жизни увидеть ниспосланные Им блага.// //"Возвратись, душа моя, в покой твой"// - период страданий и опасностей миновал, настало время довольства и благоприятного течения жизни, так как Господь //"облагодетельствовал"//. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–8 **Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых** Выразив полную признательность Богу за Его благодеяния и возблагодарив Его, пророк утешается чрез обращение к самому себе, к душе своей, говоря: «Возвратись, душа моя, в покой твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (пер. с евр.). Благодеяния Его все предо мною: Он избавил **душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои **от преткновения; все опасности смертные и все прежние беды миновали; Он отгнал от меня всякую печаль, и мне остается только предаться в волю Божию и благоугождать Ему. Об этом я и постараюсь. **Благоугожду пред Господем во стране живых**, а по переводу с еврейского: «буду ходить пред лицем Господним на земле живых». Страною, или землею, живых, говорит св. Афанасий Александрийский, «пророк называет небесный Иерусалим» [3, с. 360]. А по мнению св. Василия Великого, Иоанна Златоустого и блж. Феодорита, это страна живых, не умирающих грехом, но живущих истинною жизнию во Христе Иисусе [7, с. 914; 5, с. 343; 6, с. 558]. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]