[<10>] ====== Толкования на Пс. 114:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 7-8 **яко изят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых** **Яко изъят душу мою от смерти.** Разумеет смерть греховную. В нее-то боясь ввергнуться, не преставал он проливать слезы, прося о том, чтобы избегнуть ему сей смерти. А потому и нозе его, т. е. душевные восхождения, утвердились в стоянии по Богу, став выше всякого поползновения. А **страною живых** называет небесный Иерусалим, в котором подвизавшиеся по Богу, как доблестные победители, услышат: //добре, рабе благий и верный// ([[new:mf:25:21|Мф. 25,21]]). **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **яко изят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения** Чрез сравнение с настоящим состоянием изображает будущий покой. Здесь, говорит он, //«объяша мя болезни смертныя»//, а там (Бог)) **«изъят душу мою от смерти»**; здесь очи от скорби проливают слезы, а там уже нет слез, которые бы помрачали зеницы увеселяющихся красотой славы Божией, ибо //«отъят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица»// [[old:is:25:08|(Ис. 25, 8)]]; здесь много опасностей к поползновению, почему и Павел говорил: //«мняйся стояти да блюдется, да не падет»// [[new:1kor:10:12|(1Кор. 10, 12)]], а там стопы стоят твердо, жизнь неизменна, нет опасностей увлечься в грех, потому что нет ни плотского восстания, ни содействия жены ко греху. В воскресении нет ни мужского ни женского пола, но есть какая-то единая и единообразная жизнь для благоугождающих своему Владыке и для обитающих в стране живых. Мир сей и сам смертен, и служит жилищем для умирающих. Поскольку состав видимых вещей сложен, а все сложное обыкновенно разрушается, то и мы, живущие в мире, как части мира по необходимости участвуем в естестве целого. Посему мы, человеки, многократно умираем даже прежде, нежели смерть разлучит душу с телом. **//Беседы на псалмы. Беседа на сто четырнадцатый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко изят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения** "**Очи мои от слез**". Справедливо сказано это; там нет ни печали, ни уныния, ни плача. "**И ноги мои от преткновения**". Это важнее первого. Что? То, что мы избавляемся не только от скорби, но и от козней и обольщения. Скончавшийся с добрыми делами стоит на камне, достиг пристани, избег всех препятствий, свободен от всякого страха и смятения, – пребывает в постоян­ном спокойствии отшедший отсюда таким образом. **//Беседы на псалмы. На псалом 114.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-8 **Яко изъят душу мою от смерти, очи от слез, и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых. Страною живых** Пророк называет жизнь не настоящую, в которой и плачь, и сетование, и болезни, и смерть, и грехи, и бедствия, но жизнь от всего этого свободную, в которой не трудно стяжание добродетели, без усилий прибывает богатство правды: потому что возжелавшие трудами собрать оное здесь во много крат приумножат там без трудов. Посему и возносят благодарственное песнопение; потому что очи их избавились от слез, ноги избегли поползновенной жизни, душа пришла в состояние не подпадать греховной смерти; и они самих себя поучают мужественно переносить приражения скорбей и презирать смерть; потому что за смертию следует безпечальная жизнь. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения** См. Толкование на [[old:ps:114:06#evfimij_zigaben|Пс. 114:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения** См. Толкование на [[old:ps:114:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 114:6]] [<10>]