[<10>] ====== Толкования на Пс. 115:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Честна пред Господем смерть преподобных Его** См. Толкование на [[old:ps:115:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 115:2]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Честна пред Господем смерть преподобных Его** См. Толкование на [[old:ps:115:05#svt_vasilij_velikij|Пс. 115:5]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-7 **Честна пред Господем смерть преподобных Его. о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя** Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //драгоценна// (έντιμος). Какая здесь связь речи? Какое отношение имеют эти слова к предыдущим? Кто рас­смотрит внимательно, тот найдет между ними тесную связь, так как имели некоторое преимущество пред прозелитами те, которые были израильтянами издревле, от предков. Вот почему и пророк говорит: **«Господи! Я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои»**. Не сказал: ослабил, но: **«расторг»**, выражая, что они сделались недействительными. **«Узами»** он называет скорби, искушения, опасности. Есть узы добрые, в которых лучше быть заключенным, как например те, о ко­торых говорится: //«в союзе мира»// [[new:ef:04:03|(Еф.4:3)]], и: //«есть совокупность совершенства»// [[new:kol:03:14|(Кол.3:14)]]. Но есть узы и противоположные, как, напр., те, о которых говорится: //«в узах греха своего он содержится»// [[old:pr:05:22|(Притч.5:22)]]. На это указывает и Христос, когда говорит: //«сию же дочь Авраамову..., связанную так сата­ною, не надлежало ли освободить от уз»// [[new:lk:13:16|(Лк.13:16)]]? И Исаия гово­рит о Христе: //«восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите»// [[old:is:49:08|(Ис.49:8–9)]]. Эти-то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погре­шит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: //«я, Павел, сделался узником Иисуса Христа»// [[new:ef:03:01|(Еф.3:1)]]; и еще: //«я исполняю посольство в узах»// [[new:ef:06:20|(Еф.6:20]]; [[new:act:28:20|Деян.28:20)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 115.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Честна пред Господем смерть преподобных Его** См. Толкование на [[old:ps:115:05#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 115:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Честна **(дорога)** пред Господем смерть преподобных Его** Я, говорит, радуюсь о том, что умру; потому что смерть посвятившихся и преданных Богу есть драгоценна. Если и жизнь таковых людей дорога, то тем более смерть их, которая препровождает их ко Владыке и Богу их. Ибо преданные Богу, при смерти своей, получают от Него честь: их провождают и встречают святые ангелы. Того же //Василия Вел.//: По истине дорога смерть святых. Ибо когда душа, быв очищена и прославившись подвигами за благочестие, предстает судии, сияя необыкновенною красотою добродетели, то как не дорога в очах Господа смерть такового человека? Итак, не станем оплакивать отшествие святых мужей отсюда, лучше же оплакивать дни рождения и появления в сей жизни. Ибо вход в сей мир бывает с бесчестием, скверною и смрадом; а исхождение и освобождение от сей жизни честно и славно, не всех людей, но только тех, которые свято и тщательно провели настоящую жизнь. Когда по- иудейски, или естественно умирали, тогда трупы их были гнусны; а когда смерть была за Христа, то останки (мощи) их дороги. И ныне кто прикасается к костям мученика, принимает сообщаемое благодатью, неотступно пребывающею в теле сем, некое освящение. И //Пахимер// в замечаниях на Дионисия говорит: Дорога пред Господом смерть святых не просто потому, что она есть смерть и распоряжение души с телом, но потому, что святые мужи оканчивают жизнь в святости. //Феодорита//: А если и для Бога честен, то для кого из святых не досточтим? Другой говорит: Видишь ли, что чашею спасения наименовал смерть за исповедание Бога? А сколь она дорога, это показывает воздаваемая по всей вселенной честь мученикам. И слова Господа показывают то же: кто исповедается о мне пред человеками, и Я исповедаю его пред Отцем моим, Который на небесах. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Честна пред Господем смерть преподобных Его** К такой радостной благодарности достаточно оснований; в спасении псалмопевца из опасности смерти Бог показал, что для Него дорога жизнь святых Его. **Честна смерть преподобных**: смерть святых благочестивых Израильтян не есть мелочь в очах Божиих, так чтобы Он нисколько не заботился о том, будут ли благочестивые умерщвлены нечестивыми или нет; напротив, их смерть является в очах Божиих как нечто ценное, как предмет особенной заботливости, Он придает большую цену их жизни. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Честна пред Господем смерть преподобных Его** //Смерть святых дорога пред Тобою. Ты разрешил мои узы, избавил от гибели, за что я буду восхвалять Тебя в дому Господнем// //"Дорога в очах Господних смерть святых Его!"// Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают (см. [[old:ps:114:03|114 Пс 3 ст.]]). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с [[old:ps:114:start|114 Пс.]] С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Честна пред Господем смерть преподобных Его** См. Толкование на [[old:ps:115:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 115:3]] [<10>]