[<10>] ====== Толкования на Пс. 116:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век** См. Толкование на [[old:ps:116:01#svt_afanasij_velikij|Пс. 116:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век** Про­рок представляет и причину спасения, объясняя, что они спас­лись не за собственные добрые дела, не за жизнь и подвиги, но единственно по человеколюбию Божию. **«Непоколебима**, – говорит, – **милость Его к нам»**, т.е. стала основательно, крепко, тверже камня. Подлинно, она возрастает с каждым днем более и более. **«И истина Господня пребывает во век»**, потому что тогда осо­бенно воссияла истина. Он сказал так потому, что ветхий за­вет был образом и тенью. Это выражает и евангелист, когда говорит: //«закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»// [[new:in:01:17|(Ин.1:17)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 116.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век** **«Яко утвердися милость Его на нас»**; потому что, водясь единою милостию, соделал наше спасение. Так сказал и блаженный Павел: «егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по» многой //«Его милости»//, //«спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно»// ([[new:1tim:03:04|1Тим.3:4–6]]); и еще: //«благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар»// ([[new:ef:02:08|Еф.2:8]]); и в другом месте: //«верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз, но помилован бых»// ([[new:1tim:01:15|1Тим.1:15–16]]).// «Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре»// ([[new:rim:05:08|Рим.5:8]]). Посему пророческое слово справедливо изрекло: //«яко утвердися милость Его на нас».// **«И истина Господня пребывает во век».** Ибо даровал спасение, которое обетовал устами святых Пророков. Сие сказал и блаженный Павел, начав послание к Римлянам: //«Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща Пророки Своими в писаниих святых»// ([[new:rim:01:01|Рим.1:1–2]]); и еще: //«Глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божей, во еже утвердити обетования отцев, а языком по милости, прославити Бога»// ([[new:rim:15:08|Рим.15:8–9]]). Итак поелику Бог всяческих исполнил обетования, даровал спасение, которое обещал, и всем открыл источники милости; то и мы, пришедшие из Иудеев, и вы, уверовавшие из язычников, срастворив согласное песнопение, воздадим сим Благодетелю. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век** Милость, говорит, Господня сделалась сильною и твердою и чрезвычайно излилась на всех людей, по великому человеколюбию Его, хотя некоторые люди и отвратились от нее, и не хотели принять ее, где Давид сопричисляет и себя к принявшим милость Божию, как это делает и в других псалмах, причисляя и самого себя к христианам из народов и почитая себя одним из числа уверовавших во Христа. А истина Господня, пребывающая во век, есть истина евангельская, та, которая Христом преподана апостолам: потому что закон был тень евангельской истины, по словам Златоуста; почему, когда явилась истина евангельская, законная тень прошла, как прекращается первый чертеж и рисовка теней иконы, когда живописцы наводят на нее истинные цвета; ибо благодать, говорит, и истина произошла чрез Иисуса Христа [[new:in:01:17|(Иоан. 1,17)]]. //Златословесного//: Сказывает и причину спасения, что не своими добрыми делами и не своею смелостью в жизни, но одним человеколюбием они спаслись. Ибо, по словам //Феодорита//, по одному человеколюбие произвел наше спасение. Так и блаженный //Павел// сказал: не за дела праведности, каковые мы сотворили, но по своей великой милости Он спас нас; и еще: благодатью вы спасены. Прилично сказано и в пророческих словах, что народы не получили бы такового изменения если бы милость Божия не была сильнее наших грехов; если бы она не была крепче нашего злонравия и не победила всякое суеверие и заблуждение. //Исихия//: Т. е. милость утвердившаяся в нас была совечна истине. Во многих местах имена сии (милость и истина) относятся ко Спасителю, как и в следующем: Бог послал милость свою и истину свою, и избавил душу мою из среды скимнов. Посему она, воссиявши в человеческом роде, призывает все народы и всех людей к хвалению, научая благодарить Отцу, утвердившему милость свою и продлившему истину свою до века. //Златоуста//: Утвердилась милость Его на нас, т. е. водружена, сделалась крепкою и тверже камня; притом ежедневно увеличивается. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век** См. Толкование на [[old:ps:116:01#ep_irinej_orda|Пс. 116:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век** Во втором, и последнем, стихе пророк указывает причину, почему народы и все люди должны прославлять Господа. Причина эта заключается в том, что открылась **милость Господня** к людям и ко всем народам. Всеми пророками возвещено и всем боящимся Бога стало известно, что Христос, обетованный Спаситель, благоволил соделаться человеком и принять страдания и смерть для спасения всех людей, а особенно для спасения иудеев [[old:is:53:06|(Ис. 53:6–8]]; [[new:mf:10:06|Мф. 10:6)]]. И не только открылась и утвердилась** милость Господня** на нас, говорит пророк, но и **истина** обетований Господних исполнилась совершенно, и потому **пребывает во век**. И Церковь Христова, собранная из язычников и иудеев, так основана и утверждена, что «//и врата адова не одолеют ей//» [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. По словам св. Иоанна Златоуста, пророк «сказывает и причину спасения, что не своими добрыми делами и не своею смелостию в жизни, но одним человеколюбием Бога они спаслись» [5, с. 353]. Ибо, по словам блж. Феодорита, по одному человеколюбию Господь произвел наше спасение. Так и блаженный Павел сказал: «//не за дела праведности//», каковые мы сотворили, но по Своей великой милости «//Он спас нас//» [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5)]]; и еще: «//благодатию вы спасены//» [[new:ef:02:08|(Еф.2:8)]]. Прилично сказано и в пророческих словах, что народы не получили бы такового изменения, если бы милость Божия не была сильнее наших грехов, если бы она. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]