[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его** См. Толкование на [[old:ps:117:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 117:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его** Что говоришь ты? **«Дом Израилев»**, – тот, который многократно подвергался плену, раб­ствовал в Египте, рассеян до последних пределов земли, терпел бесчисленное множество бедствий в Палестине? Да, говорит он. Израильтяне особенно служат свидетелями бла­годеяний Его, которых они получали гораздо больше, нежели другие. И сами страдания их свидетельствуют о великом к ним благоволении Божием. Если посмотреть внимательно, то и за пришествие Христово они должны много благодарить Бога. Хотя они потерпели бедствия, но это произошло не от Того, Кто пришел, а от собственного их неразумия. Он пришел к ним и часто говорил: //«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»//; и ученикам: //«на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите»//; и к ханане­янке: //«нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»// [[new:mf:15:24|(Мф.15:24]]; [[new:mf:10:05|Мф.10:5]]; [[new:mf:15:26|Мф.15:26)]]. Он все делал и устроял для их спасения; если же они оказались недостойными благодеяния, то должны винить собственное нечестие и крайнее неразумие. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 2-3 **Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его** Об Иудеях упомянув раздельно, об уверовавших из язычников делает общее упоминание. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 2-4 **Да речет убо дом Израилев, яко благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Да рекут убо вcи боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его** Пусть, говорит, простой народ израильский и род Ааронов, т. е. священнический и все боящиеся Господа, т. е. пришельцы, притекавшие к вере из язычников скажут; что же скажут? что Господь милостив к исповедующимся, и что милость Его постоянна к тем, которые приносят покаяние: потому что все они получили от Бога в приличные времена и различными способами благодать и милость. Он и здесь разделил иудеев на три части, как разделил их и в [[old:ps:113:17|113]]-м псалме, словами, которые читаются так: дом Израилев уповал на Господа. Слова //Евсевия//: В упомянутых здесь трех разрядах среднее место занимает священнический чин, так что как бы по одну сторону поставлен Израиль, по другую —боящиеся Господа, а в средине—священники, которых назвал домом Аароновым. //Златословесного//: Что значит во век милость Его? Непрестанно, и непрерывно во все времена являющаяся во всем блеске. А если немногие видят ее, то это бывает по причине бессилия мышления их. Так не могут смотреть на солнце и те, которые больны глазами, //Феодорита//: За пришествие Христово наипаче должны быть благодарны иудеи. Ибо хотя они испытали бедствия, но не по причине Пришедшего, а по своему неразумению. Безымянного: Поелику евангельская благодать излилась на все народы, в числе которых был и народ из обрезания, притом составлял главнейший народ, то посему прилично в сих словах первый он призывается к исповеданию, а за ним и пришедшие к Евангелию из язычников; это согласно и с сими словами: во-первых, иудею и потом и эллину. Составив из всех иудеев один хор и повелев им благодарить Бога (ибо исповедание значит и благодарение) и говорит, что Он благ, и что в век милость Его, несколько ниже Давид излагает им и свои обстоятельства: потому что иудеям надлежало благодарить Бога и за царя своего Давида; так как он вел войну за них и подвергался искушениям из любви к ним, от каковых всех чудесным образом был избавляем самим Богом. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его** Псалом начинается обращением к священникам и народу прославлять милость Господа. Пред словами: **да речет** некоторые каждый раз дополняют весь [[old:ps:117:01|ст. 1.]] Пусть говорит Израиль, дом Ааронов и т.д. //Исповедайтеся Господеви// и проч. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его** См. Толкование на [[old:ps:117:01#lopuxin_ap|Пс. 117:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–4 **Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его** Этими словами пророк объясняет, кто именно должен исповедовать милость и благость Божию. **Яко благ, яко в век милость Его** – это должен сказать, и не сказать только, а постоянно говорить, во-первых – **дом Израилев**, т.е. весь израильский народ; затем то же самое должен говорить и дом Ааронов, то есть все колено священническое, или левитское; наконец, сюда же присовокупляет **всех боящихся Господа**, т.е. всех истинных чтителей Бога, и говорит: «Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, ибо вовек милость Его» (пер. с евр.). Таким образом, призывает к хвалению Бога всю Церковь, составленную из иудеев и язычников, обращенных к вере во Христа, – говорит, чтобы все верные исповедовали непрестающую милость Божию к тем, которые приносят покаяние, потому что все они, в то или другое время, постоянно и различными способами получали благодать и милость Божию. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]