[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи** Здесь не делается сравнения (между Богом и людьми), но в Писании часто употребляется такой оборот речи и о предметах несравнимых, по немощи тогдашних слушателей. Итак, он говорит это не для сравнения, а по снисхождению к слу­шателям. Поэтому другой пророк говорит: //«проклят человек, который надеется на человека»// [[old:ier:17:05|(Иер.17:5)]]. Нет ничего слабее такой надежды: она слабее паутины; и не только она слаба, но и опасна, – это знают все те, которые надеялись на людей и погибли вме­сте с ними. Напротив, надежда на Бога не только тверда, но и безопасна, неподвержена никакой перемене. Поэтому Павел и сказал: //«надежда не постыжает»// [[new:rim:05:05|(Рим.5:5)]], и другой Прему­дрый: //«взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?»// [[old:prsir:02:10|(Сир.2:10)]]? Но я, скажешь, надеялся и посра­мился. Не клевещи, человек, не противоречь божественному Писанию; если ты посрамился, то конечно потому, что не на­деялся, как должно, ослабел, не дождался конца, стал мало­душествовать. Не делай же этого, но, когда видишь наступающие бедствия, не падай духом; это собственно и есть надежда – стоять твердо среди опасностей. Кто был несчастнее иноплеменников – ниневитян? Однако они, находясь в самых стеснительных обстоятель­ствах и ожидая погибели города, не отчаялись, но показали искреннее раскаяние, и тем подвигли Бога отменить приговор Свой. Видишь ли, какова сила надежды? А сам пророк, нахо­дясь во чреве кита, не вспоминал ли о храме и возвращении в Иерусалим? Итак, смотри не на свойство обстоятельств, приводящих в отчаяние, а на силу Божию, ко­торая и безнадежному сообщает благие надежды. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека** То есть благо надеяться христианину, и особенно пастырю-проповеднику, на слово Божие, нежели на слово человеческое (то есть на произведения ума человеческого, хоть бы и образцовые); иначе: надобно больше всего читать слово Божие, а образцовые произведения людей настолько, насколько они помогают нам правильно уразумевать слово Божие и учат нас христианской жизни и православным догматам. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 8-9 **Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи** Он благ, человеколюбив, хощет добра, может сделать все, что хощет, и власть Его негиблема. А люди и по природе тленны, и в мыслях превратны, часто не хотят добра; а иногда хотят, но не могут защитить обиженных; если и начальствуют, то начальство их временно; и царская власть у людей не прочна, но продолжается малое время. Поэтому лучше оставить человеческую помощь, и взыскать помощи Божией. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 8-9 **Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи** (начальствующих) Счастлив, говорит, тот человек, который уповает на Господа, а не на человека; почему Иеремия говорит: проклят тот, кто уповает на человека [[old:ier:17:06|(Иерем. 17,6)]]; и мудрый //Сирах// сказал: воззрите на прежние роды, где увидите, кто вверился Господу и остался в стыде [[old:prsir:02:10|(Сир. 2,10)]]. А если кого надежда обманывает, и он не получает того, на что надеялся, то такой не надеялся на Бога, как должно. Посему-то и Павел, подтверждая его слова, говорит: а надежда не постыждает [[new:rim:05:04|(Рим. 5,4)]]. Давид не сказал сравнительно, что лучше надеяться на Бога, нежели на человека, потому что нельзя сравнивать первое со вторым; но сказал так, применяясь к немощи слушателей, как изъясняет //Златоуст//. Он так говорит: не сравнительно предполагает сие; ибо упование на Господа есть просто и в собственном смысле благо, а упование на человека не есть благо. Ибо нет ничего слабее сей надежды; притом она не только ничтожна, но и обманчива; это знают те, которые, понадеявшись на людей, вместе с ними пали. А упование на Бога не только сильно, но и не подвержено падению, или какому-нибудь перевороту. Итак, лучше оставить пособие со стороны людей и просить помощи у Бога. //Феодорита//: Бог и благ, и человеколюбив, и желает благ, и может исполнить желаемое им и имеет власть нетленную; а люди и по природе тленны и в мыслях непостоянны и часто не желают благ; а если иногда и желают, не могут сопротивляться обижающим (за обижаемых) и если начнут, на время сделают начало. Итак, лучше оставить пособие со стороны людей и просить помощи у Бога. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи** Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу (//"князья"// - предводители). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи** Человек маловерный, притом же всегда преданный житейской суете и разным страстям, обыкновенно не видит и не понимает, в чем заключается его истинное **благо**, или счастие. Остановив внимание наше на изречениях предыдущих стихов о помощи Божией, имеющей столь благотворное влияние на судьбу людей, прибегающих к этой помощи, пророк выводит заключение, что великое счастие или **благо** человека состоит в том, когда он **надеется на Господа**, и здесь опять берет пример с самого себя, так как часто он обманывался, когда надеялся на своих друзей, но никогда не оставался без благополучного успеха, когда надеялся на Бога. И потому он как бы так говорит: счастлив тот человек, который **надеется на Господа**, счастлив, когда он. **уповает** больше **на Бога, нежели на людей**, или **на князей**, т.е. начальствующих в мире. Согласно сему и премудрый Сирах говорит: «//Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? Или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? Или кто взывал к Нему, и Он презрел его?//»[[ old:prsir:02:10|(Сир. 2:10)]] А если бы кто сказал, что он и надеялся на Бога, но не получил того, чего ожидал, тот пусть знает, что он надеялся не вполне, не так, как должно, а – или с примесью самонадеянности, или с надеждою больше на человека, чем на Бога. А Сам Господь, чрез пророка Иеремию, говорит: «//Проклят человек, который надеется на человека//» [[old:ier:17:05|(Иер. 17:5)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]