[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 10, 12 **Вси языцы обыдоша мя... Обыдоша мя, яко пчелы сот: и именем Господним противляхся им** Народ Божий призывает единого Бога, и произнося Его имя, отражает тем видимых и невидимых врагов, злоумышляющие же против него люди надеются на одни начальства и власти человеческие. Выражение: //вси языцы// — употреблено гиперболически: всю Иудею окружали все народы. Это подобно сказанному: //воутрии избивах вся грешныя земли// ([[old:ps:100:08|Пс. 100,8]]), именно — страстные помыслы, наводимые демонами, и софистические доводы, ими внушаемые, ибо этих язычников он будет сокрушать. Иногда он уничтожает их призыванием Бога, искореняя страстные стремления и разрушая хитрые доводы. Трутни, настолько подобные пчелам, что люди незнающие даже не замечают их, не имеют жала и не выделывают меда, но, имея тело большее, они поедают труд пчел; их-то пчелы, сплотившись друг с другом, истребляют. Итак, Церковь есть пчела, делатель меда — она же, предпочитающая всему божественную мудрость. Ее труды употребляют во здравие цари и частные люди, хотя она и несильна, по сказанному: //не в препретельных человеческия премудрости словесех// заключается проповедь ([[new:1kor:02:04|1 Кор. 2,4]]). Однако, имея слово веры, она имеет жало в явлении Духа и силы Божией, так что уничтожает ереси, как бы трутней, рассекая их показанием истины. Одна только пчела почтившая мудрость Божию; многие же отступили от Божественной мудрости, конечно — не пчелы, но похожие на пчел трутни, желающие пожирать мед единой пчелы: //как огнь в mepниu,// они разгораются. Ибо приверженцы ересей возжигают постыдный огонь страстей, как и говорит Павел: //бываемая бо отай от них срамно есть и глаголати// ([[new:ef:05:12|Еф. 5,12]]). Под тернием же Евангелие разумеет страсти, доводы которых опровергает призывающий Бога: //оружия бо его не плотская, но сильна Богом, разоряющие всяко возношение взимающееся на разум Божий// ([[new:2kor:10:04|2 Кор. 10,4–5]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им** В тяжкой борьбе с невидимыми врагами спасения нашего превосходнейшим оружием служит молитва Иисусова. «**Вси языцы**» – язычниками названы многоглаголивые и многокозненные демоны – «**обыдоша мя**», – говорит Давид, – «**именем Господним противляхся им**». //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им** Псалмопевец, и желая показать, что сила Божия мо­жет спасти впадших даже в самые крайние бедствия и по­гибающих, а не только в начале бедствий, послушай, что при­бавляет: **«все народы окружили меня, но именем Господним я воспротивился им»**. Видишь ли неизбежную опасность? Он вел войну не с отдельным отрядом, не с врагами, прямо стоящими против него, но окружен был со всех сторон, как бы опутан сетью и как бы охвачен тенетами, не от одного, двух или трех, но от всех наро­дов, и, однако, все эти узы расторгнуты надеждою на Бога. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им** На Церковь нападали все народы, а на Иерусалим не все, только некоторые. Посему об Иудеях слово сие произносится преувеличенно, о Церкви же истинно; потому что во всяком народе уверовавшие терпели от неверных возстания и беды. Впрочем и Иудеи и уверовавшие, возложив упование на Бога, препобеждали сопротивников. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 10-11 **Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Обышедше обыдоша **(обходя окружили)** мя, и именем Господними противляхся им** Все, говорит, живущие в Палестине народы, согласившись между собою, окружают меня со всех сторон, как рыболовы окидывают сетями рыб; но я именем Господним наказал и победил их. Или народами называет различные полчища демонов; ибо бесы, часто собираясь все, окружают и подвергают брани праведника, то устрашая его, то всеми способами искушая. А повторяя слова: окружили меня и я сопротивлялся им, Давид сим показывает сколь великую и удивительную силу имеет имя Божие, которое избавляло Давида от неизбежной и неминуемой беды со стороны окружавших его врагов, а самых врагов чудным образом поражало и наказывало. //Исихий// под народами разумеет различные образы человеческой жизни; так как у язычников различна нравственность. Итак, праведника окружают и злые, и сребролюбцы, и завистливые, и гордые, и лицемеры, почитая его общим своим врагом по той причине, что добрая жизнь его обличает их. Но он сопротивляется множеству их именем Божиим: имя его Христос, которое сильно к сопротивлению всякому умыслу, так как оно бывает для именующегося им и оружием, и щитом, и крепостью. //Феодорита//: Церковь встретила нападения всех народов, а Иерусалим не всех, но некоторых. Итак, сии слова существенно относятся к церкви. Ибо верующие из каждого народа переносили возмущение и бедствия со стороны неверных; но надеясь на Бога, они победили противников. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-14 **Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение** //Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому - и песнь моя// Плодотворность такой веры оправдалась и при настоящих обстоятельствах построения храма. - //"Все народы окружили меня"//. Известно, что постройке храма, кроме бедности возвратившихся евреев, много мешали и самаряне, представившие пред персидскими правителями сооружение храма, как сооружение цитадели, крепости, с целью отложиться от персов и вести с ними войну. Только проповедь пророков, воодушевлявшая строителей, и вера в свою правоту и защиту от Бога поддерживала строителей и увенчалась успехом. - //"Сильно толкнули меня, чтоб я упал"// - всеми оставленный евр. народ считал себя близким к гибели, но Господь спас его, как из плена, так и помог в настоящем случае построения храма. Поэтому писатель и говорит: //"Господь - сила моя и песнь"//. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–13 **Вси язы́цы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя** Царствование Давида было воинственное; со всех сторон нападали на него враги, и потому он справедливо мог жаловаться, что все народы окружили и обступили его (**обышедше обыдоша мя**) и угрожали покорением его царства; особенно так было в начале его царствования, по той причине, что предшественник его, оставленный Богом Саул, довел до расслабления царство Израильское, и на Давида часто нападали соседние враждебные народы. Но Господь видимо помогал Давиду, и с этой помощью Божией он покорил своей власти моавитян, сирийцев, аммонитян и другие народы и отнял несколько городов у филистимлян. Вспомоществуемый силою Божией, он необинуясь мог говорить: «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их. Обступили меня, окружили меня; но именем Господним я низложил их» (пер. с евр.). Сознание помощи Божией, которую пророк непосредственно получал от Самого Бога и о которой он говорит выше [[old:ps:117:06|(ст. 6–10)]], глубоко проникало все существо его, и потому последнее выражение о сопротивлении всем врагам своим ничем иным, как только силою Божией, он повторяет здесь до трех раз. Выражение: **именем Господним противляхся им**, – конечно, не то означает, чтобы самое **имя Божие** противодействовало врагам Давидовым, как лжемудрствуют новейшие еретики Афона, а то, что всемогущая сила Божия, на которую Давид надеялся и которую призывал во всякой скорби, не оставляла его без своей помощи и способствовала ему покорять и низлагать врагов. Он сравнивает силу и ярость врагов его с множеством **пчел**, окружающих **пчелиный сот**, и с огнем **горящаго терновника**, но и в таких случаях, когда враги его казались особенно сильными и яростными, он с помощью Божией отражал и низлагал их. Доходило иногда до того, что он казался уже **низриновенным** и близким к падению (**превратихся пасти**), но и тогда, говорит, Господь **прият мя**, т.е. поддержал и спас меня. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]