[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя** Видишь ли дивное дело? Ви­дишь ли благо? Он благодарит Бога не только за то, что избавлен от бедствий, но воздает величайшую благодарность и за то, что подвергся им, и говорит о пользе искушений. Какая же это польза? **«Научая, наказал меня, **говорит,** Господь»**. Та польза от опасностей, что они сделали его лучшим. Видишь ли в том и в другом могущество и попечение Божие, – и в том, что Он допустил подвергнуться бедствиям, и в том, что после избавил от них? **«Смерти же**, – говорит, –** не предал меня».** Хорошо сказал другой переводчик (неизвестный): //«смерти же не отдал меня»// (έδωχε), выражая, что все находится в Его власти. Таким образом, пророк получил двоякое благо, – избавился и от бедствий, и от греха, как и Павел говорит в послании к Евреям: //«если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны»// [[new:evr:12:08|(Евр.12:8)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя** Господь, отечески вразумляя меня, попустил приразиться ко мне горестям, но разсеял мрачное их облако, и совершенно избавил меня от угрожавшаго мне вреда. ===== Евфимий Зигабен ===== **Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя** Господь, говорит, наказал меня тем, что попустил мне подвергнуться бедствию, чтобы я сделался лучшим и, исправившись опасением бедствия и нужды, стал благоразумнее прежнего; впрочем Он не попустил мне умереть, но избавил меня от смерти для того, как мы сказали выше, чтобы показать, по изъяснении //Златоуста//, силу и попечительность свою о мне. //Златоуста//: Говорит о пользе искушения. В чем же она состоит? В том, что хотя наказывая и наказал меня Господь, но чрез искушения привел меня в лучшее состояние, так что я могу исповедовать что то, что казалось столько неприятным, обратилось мне в пользу. Итак, он двойную получил пользу: освободился от бедствий, и избавился от злонравия. Потому-то и Павел в послании говорит: а если останетесь без наказания, то конечно вы не законные дети. //Феодорита//: Из сих слов открывается, что и самое гонение на церковь не было напрасно и случайно, но для пользы и испытания тех, которые подверглись искушениям. //Евсевия//: Тот, кого наказывает Господь, посылая божественное свое наказание единственно на пользу его, делаясь чрез сие отличным в образе мыслей и действий, не подвергается смерти, господствующей над грешниками. Ибо как смерть приключается тем, которые остаются без наказания; то он, как наказываемый Господом, не предается смерти, обладающий над преданными бесчестным страданиям и превратному уму. //Дидима//: И почему Бог наказывает? Потому что кого любит Господь, того и наказывает. Из чего же видно, что любит и потому наказывает праведника? Из того, что не предает его смерти; ибо не позволяет, чтобы враг победил его скорбно, но с искушением подает и облегчение. Наказывает же Господь и потому, что, как говорит Соломон, ненаказанные души падают в заблуждение [[old:prs:17:01|(Прем. 17,1)]]. А //Феодорит// сказывает, что попустил на меня печальные приключения, наказывая меня отечески; но мрачное сие облако Он рассеял и совершенно освободил меня от огорчения, которым они угрожали мне. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя** См. Толкование на [[old:ps:117:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 117:14]] [<10>]