[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:26 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня** См. Толкование на [[old:ps:117:25#svt_afanasij_velikij|Пс. 117:25]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня** Наши блага состоят не в том только, что совершилось, но и в другом лучшем, каково: воскресение, царство, наследие со Христом. Желая выразить все это, пророк и присовокупил: **«благословен грядущий во имя Господне»**. То же говорил и Христос иудеям: //«сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!»// [[new:mf:23:39|(Мф.23:39)]]. Так как они часто возражали, что он не от Бога, что Он – противник Божий, то Он и говорит им: вы сами будете свидетельствовать, что Я не противник Божий, когда увидите Меня идущим на облаках, и воскликнете: **«благословен Грядый во имя Господне!»**, отнимая у себя словами этой хвалы всякое оправдание. Очевидность того, что будет тогда, заставит вас высказать эти слова, которыми вы прославите Бога и вместе произнесете тяжкое обвинение на самих себя. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня** **«Благословен грядый во имя Господне».** Сие и отроки восклицали Владыке в обличение тех, которые уверяли о себе, что изучили словеса Божии, но не хотели уразуметь истиннаго смысла. Ибо, когда книжники и фарисеи называли Владыку Самарянином, отроки взывали, что Он – и грядый и благословенный. Подобно сему и слово: //«осанна»// встречается в сем же пророчестве. Ибо находим, что сказанное: //«спаси»//, у Евреев читается: //«осанна»//. Отсюда же заимствуя и блаженный Иоанн Креститель, руководствуя к истине учеников своих, спрашивает через них Господа: //«Ты ли еси грядый, или иного чаем»// ([[new:mf:11:03|Мф.11:3]])? Но тот, кто Господь, пришел во имя Господне. Так сказал Иудеям: //«Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; ин приидет во имя свое, того приимете»// ([[new:in:05:43|Ин.5:43]]). Тот, кто есть Благословенный, есть также и Сын Благословеннаго. Так и первосвященник спрашивал: //«Ты ли еси Сын благословеннаго»// ([[new:mk:14:61|Марк. 14:61]])? **«Благословихом вы из дому Господня».** Так говорят победившие возлюбленным ими: приносим вам благословение от того Камня, который соделался домом сущаго в нем Бога Слова. Ибо сказано: и //«Слово плоть бысть, и вселися в ны»// ([[new:in:01:14|Ин.1:14]]). И Господь сказал Иудеям: //«разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю»// ([[new:in:02:19|Ин.2:19]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня** **Благословен грядый во имя Господне** И в сих словах пророчество о Христе; потому что Христос пришел во имя Господне, то есть пришел от Господа и из существа Господня; почему и иудеям Он говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не приемлете Меня [[new:in:05:43|(Иоан. 5,43)]]; и еще: Я от Бога изшел и пришел [[new:in:08:42|(Иоан. 8,42)]]. Или выражение: во имя Господне (έν τώ όνόματι) означает то же, что: под именем Божиим, то есть пришел, имея на себе имя Божие и будучи Богом. //Феодорита//: В сих словах показал, к кому относится песнопение Иерусалимских отроков. Ибо сии отроки произнесли Владыке сии слова в обличение тех, которые обещались учить о Боге и не хотели разуметь истинного смысла (Писания): тогда как книжники называли Владыку уничижительно Самарянином, отроки именовали Его идущим и признавали благословенным. В этом же пророчестве находится и Осанна, так как слово: спаси же, в еврейской Псалтири выражено словом: осанна. Поелику и Креститель, наставляя учеников своих в истине, теми же словами вопрошал Господа: Ты ли Идущий, или другого ожидать нам? Далее, будучи Господом, Он пришел во имя Господне; и будучи благословенным, Он Сын Благословенного. Так и архиерей вопрошал Его: Ты ли Сын Благословенного? Он-то, поистине, по словам //Оригена//, есть Идущий и самовластно и под именем Господним; тогда как до Него все мужи и ангелы приходили в виде рабов Господних. Так например, каждый говорил: сие говорил Господь, и Господь послал меня. //Кирилла//: Что значит: во имя Господне? Значит в богоприличной славе и господстве и превосходстве над всеми. //Златоуста//: Хорошо сказано и это: Идущий; ибо наши дела не остановились на том, что сделано, но еще простираются и к другим многочисленнейшим, как то: к воскресению, к царству, к упокоению со Христом, что все желая выразить, сказал: благословен Идущий во имя Господне. Тоже и Христос сказал иудеям: вы сами будете свидетелями того, что Я не богопротивник, когда увидите Идущаго на облаках и произнесете в похвалу Мою сии слова, чрез что лишитесь всякаго извинения. Безымянного: Хорошо сказано: Идущий, а не пришедший; ибо Он всегда приходит и является к человеческому роду (хотя и не во плоти), без движения и перехождения (ибо по божественному пришествию Он наполняет небо и землю), когда мы своими свойствами и нерасположеностью приближаемся к Нему, или удаляемся от Него. **Благословихом вы из дому Господня** Вас, говорит, словесные питомцы Церкви Христовой, мы—пророки, верующие и знающие таковые таинства, в отношении ко Христу благословили, называя вас христиан, как людей из дома Господня, блаженными за то, что вы будете наслаждаться таковыми благами и божественными тайнами; так как дом Господень есть Церковь, состоящая из верующих. //Златословесного//: Явлением называет воплощение, и удивляется, что будучи Богом Господом и будучи таков по существу своему, удостоит нас своего явления. Потому-то мы, говорит, и будем благословлять Тебя за то, что получили такой дар. На сие-то и Христос указывает, когда говорит: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слыхали. //Феодорит// слова: из дома Господня, изъясняет так: Мы несем к вам благословение того Камня, который сделался домом обитающего в Нем Бога—Слова; ибо Слово, говорит, стало плотию и обитало с нами. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня** Священники из отворенного храма (**дому Господа**) высказывают входящему народу благожелания и возбуждают, указанием на полученное от Бога спасение (//явися нам//), к достойному праздничному торжеству. Ст. 26 (**благословен грядый** и проч.) составляют слова священнического хора, у дверей храма с благожеланиями встречающего народ. **Во имя Господне** многие справедливо относят к **благословен**, а не к **грядый**; благословен во имя, силою Божиею, тот, кто приходит; грядущий – народ, входящий в храм. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня** Здесь изображается процессия, идущая к храму и воспевающая: //"благословен грядущий во имя Господне"//, на что священники отвечают: //"благословляем..."// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня** Словами первой половины сего, 26-го, стиха: **Благословен грядый во имя Господне**, – встретили Давида священники, когда отворили ему //врата правды//, и он, вшедши в эти врата, возблагодарил Господа словами: «//Славлю Тебя, Господи, что Ты услышал меня и соделался моим спасением//» //old:ps:117:21|(ст. 21)//, а потом, теми же словами, приветствовал Господа Иисуса Христа народ, предшествовавший и сопровождавший Его, когда Он, пред страданиями и смертию Своей, торжественно входил в Иерусалим: **Благословен грядый во имя Господне**. Слова эти означают, что благословен Богом тот, кто идет во имя Господне не только спасать людей, но и судить их. Сам Спаситель относит сии слова к Себе, когда внушает неверующим иудеям, что настанет время, когда они, увидя Его, идущим на облаках судить людей, невольно выскажут эти слова, т.е. признают Его Мессией и Господом [[new:mf:23:39|(Мф. 23:39)]]. Словами же следующей половины стиха: **благословихом вы из дому Господн**я, – выразили приветствие и благословение свое, по заповеди Божией [[old:chis:06:23|(Чис. 6:23–24)]], священники, при выходе царя и народа из скинии. По словам св. Иоанна Златоуста, «пророк разумеет здесь весь верный народ, получающий благословение в доме Божием» [5, с. 363]. А по св. Афанасию, эти слова говорят пророки уверовашим во Христа, т.е. «блаженными вас назовем за то, что стали вы домом духовным; потому что в вас обитает Господь» [3, с. 366]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]