[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:49 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси** **Помяни слово Твое рабу Твоему.** Какое же //слово// просит Бога помянуть, кроме сего, чтобы всегда был с ними по данному им обетованию ([[new:mf:28:20|Мф. 28,20]]), которое и было для них утешением в гонениях? **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси** Давая закон, Бог хранящим его обещал Свое благоволение, а преступающим его – наказание. Вот пророк и просит Бога вспом­нить о Своих обещаниях. На них, говорит, Ты научил меня на­деяться. Вспомни же, Владыка, Свои обещания, данные нам. Ведь Ты сказал Своим ученикам: //«Я с вами во все дни до скончания века»// [[new:mf:28:20|(Мф.28:20)]]. И не только им обещал Ты это, но и нам всем, веровавшим чрез них во имя Твое. Итак, вспомни о нас, и будь с нами, и не отступай от нас, чтобы нам не погибнуть. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Седьмое восьмистишие идет под буквою //зáин// – //маслина//. Маслина – дерево, из плодов которого выделывается елей – символ милости Божией и всего утешительного и целительного. Ни один, может быть, предмет из мира вещественного не прилагается в слове Божием так часто и разнообразно к предметам духовным, как елей: то он елей радости, то помазания, то целительности, то светения, то елей жертвенный, то хлебный (в хлебе), то благочестия, то мира (в песни: – //милость мира// – Ελεον ειρήνης). В настоящем восьмистишии святой Давид собирает изречения, выражающие то, о чем скорбела душа его и откуда брал он утешение для нее. То беспокоит его медленность исполнения обетований Божиих (стих [[old:ps:118:049|49]]), то смиряющие обстоятельства жизни (стих [[old:ps:118:050|50]]), то гордые враги и насмешники (стихи [[old:ps:118:051|51–52]]), то, вообще, размножение греха и нечестия (стих [[old:ps:118:053|53]]), то пребывание на земле – месте странничества нашего (стих [[old:ps:118:054|54]]). Во всех этих прискорбиях он ищет и находит утешение себе только в Боге и святом законе Его, всячески стараясь сохранять должное к ним отношение. Это последнее выражается разнообразно по фразе, но почти одинаково по мысли, как это мы увидим (стихи [[old:ps:118:055|55 – 56]]). **Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси** //Словеса с упованием//, на которые пророк питал утешительные надежды, были данные ему обетования. Он просит вспомнить о них, конечно, потому, что в текущих обстоятельствах было что-нибудь не соответствовавшее ожиданиям, возбужденным словами Господа, или потому, что впереди видел он нечто такое, что могло разрушить его надежды, или потому, что чувствовал в ту пору нужду в утешении и милости Божией; обетования же обещали всякую милость, потому он и говорит: «Помяни, что сказал, и даруй хоть малую часть из обещанного, потому что, в особенности теперь, я чувствую в том нужду». В основе такого прошения лежит непоколебимая уверенность в непреложности слова Божия. //Помяни//... Но неужели и у Бога бывает забвение, как у человека? – Не может быть. Так почему же говорится – //помяни//? Слово это часто употребляется в Писании и в прямом, и в обратном смысле, как, например: //почто мя забыл еси?// или: //вскую... забываеши нищету нашу?// И Сам Бог говорит чрез пророка, что забудет все согрешения грешника, если он, обратившись, покается. Забвение в Боге следует понимать не так, как понимается оно у нас, людей. Когда Бог, сверх ожидания человеческого, изменяет порядок вещей, не изменяя Совета Своего, //пребывающего во век// то говорится, что Он //раскаяся//. Так говорится о Нем – //забы//, когда, по-видимому, Он замедляет Своею помощию или исполнением обетования Своего, или должным воздаянием грешникам, или другим чем-либо, как будто выпало из памяти у Него то, чего надеются или чего боятся, но что не сбывается, хотя Бог делает это по особенному промышлению Своему, не по оскудению памяти и не по изменению воли. Таким образом, когда говорится Ему: //помяни//, то этим выражается лишь желание молящегося получить обещанное, а не то, чтобы что-либо предлагалось Богу, как будто выпавшее у Него из мысли. //Помяни//, говорит, //словеса Твоя рабу Твоему//, это значит: исполни то, что Ты обещал рабу Твоему; //ихже упование дал ми еси// – значит: «положившись на слова Твои, выражавшие обетование, я, толкует блаженный Августин, стал питать надежду». Святой //Иларий// видит в этом слове еще ту мысль, что как обетования Божии суть условные, даны то есть под условием верности того, кому они даны, то пророк, не надеясь исполнить этих условий сам, просит Бога помочь ему в этом, чтобы потом исполнить и обетование, ограниченное такими условиями. «Пророк молится, говорит он, да явится достойным того, чтобы Бог удостоил его помянуть о слове Своем, которым обнадежил его». Что это за словеса Божии к Давиду – определенно указывается в слове Божием. Так Бог говорил ему чрез пророка Нафана:// поях тя от пажити овчия на властелинство людем моим Израилю, и бех с тобою во всех, аможе ходил еси, и искорених вся враги твоя от лица твоего//. И далее: //и упокою тя от всех враг твоих//, и проч. Услышав такой ответ Божий, святой Давид воззвал: //Кто есмь аз, Господи мой, Господи, и что дом мой, яко возлюбил мя еси даже до сих? И мала сия пред Тобою суть, Господи мой, Господи, и глаголал еси о доме раба Твоего вдалеко.// И ниже:// И ныне, Господи мой, Господи! Ты еси Бог, и словеса Твоя будут истинна, и глаголал еси о рабе Твоем благая сия. И ныне начни и благослови дом раба Твоего, еже быти ему во век пред Тобою, яко Ты, Господи мой, Господи, глаголал еси, и от благословения Твоего да благословится дом раба Твоего, еже быти в век пред Тобою//. Обнадеженный этими словами, святой Давид не переставал ожидать сбытая их и, опираясь на неизменяемость слова, изреченного чрез пророка, приступает к Богу с молитвою, да помянет обетования, о которых необычно Ему забывать. «Не по горделивому какому-либо притязанию, толкует святой //Амвросий//, говорит он так, но в уверенности, что Бог истинный не может быть ложен в словах Своих. Он говорит как бы так: не по восхищению уповал я; напротив, Ты сам сделал то, что я стал питать надежды. Раб я – жду напитания от господина; воин я – жду оброка от царя». Таков смысл этих слов в устах святого Давида. Но в каком смысле можем и мы обращать их к Богу? И нам всем даны в Господе Иисусе обетования, не о будущем только, но и о настоящем. Приводя посему на мысль эти обетования и не видя их исполнения на себе, молись, да помянет их Бог и исполнит в тебе, и если препона к исполнению их находится в тебе, то проси вместе с тем разрушить эту препону и сделать тебя достойным принятия того, что обетовано. Так, обещано всепрощение кающимся; но всепрощение приносит радость, а у тебя все та же туга и как будто нечаяние, – молись же, чтобы Господь изрек в сердце твоем обетованное всепрощение и ты ощутил радость от того, потому что //блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси//. Обещано, что крещеный водою и Духом или омытый слезами покаяния обновляется духовно и начинает жить новою жизнию: это же должно совершиться и в тебе; а между тем ты сознаешь, что деяния ветхого человека все продолжают прорываться с такою же будто бы силою, как и прежде, – и молись, чтоб избавил тебя Господь благодатию Своею от //тела смерти сея// и чтобы не грех, а уже Сам Бог жил в тебе. Обещано, что все будут научены Богом, не внешне, чрез письмена, а внутренне, чрез написание невидимым перстом глаголов Божиих на скрижалях сердца: следует и в тебе этому быть; а ты видишь все неясно, и в сердце твоем никогда не изрекается всепросвещающее и животворящее слово, – и молись, чтобы Господь стал наконец для тебя светом, просвещающим всякого человека, грядущего в мир. Обещано, что истинные поклонники будут поклоняться Богу духом, – следует и тебе так поклоняться; а ты между тем видишь, что и телесное-то поклонение твое неисправно, а духовного и начатков нет, – вот и молись, чтобы //Дающий молитву молящемуся// и тебя научил приступать к Нему в молитве достодолжно. Так поступай и в отношении ко всему другому. Но при этом, чтобы молитва твоя не была пустым словом, не забывай исполнять или обещаться исполнять то, что требуется от тебя самого, дабы смысл слов твоих всегда был таков: «вот я делаю, или буду делать по силе, что от меня зависит, – вспомни же, Господи, и Ты, что обетовано Тобою работающим Тебе, и исполни благ Твоих бедную душу мою». Когда потрудишься так в жизни, то и в конце ее можешь сказать с апостолом: //подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия//. Это верх обетований и надежд, опирающихся на слове Господа: //идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет//. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал еси мне** Бог, законополагая, обещал и благоволение Свое хранящим закон, и наказание законопреступникам. Посему Пророк умоляя Бога, воспомянуть обещания Свои, говорит: Ты Сам научил меня возлагать на них надежду. И показывая пользу надежды, присовокупил: ===== Евфимий Зигабен ===== **Помяни словеса Твоя рабу** (ради раба) **Твоему, ихже упование дал ми ecи** Ради меня, говорит, раба Твоего, вспомни, Господи, слово Твое, на которое Ты повелел мне надеяться. Какое же это слово? Что Ты помилуешь и спасешь хранящих повеления Твои: ибо Я, говорит, творящий милость в тысячи любящих Меня и хранящих повеления Мои [[old:ish:20:06|(Исх. 20,6)]]. Но выражение: «помяни» должно понимать в отношении к Богу богоприлично в смысле: исполни и приведи в действие сие слово Твое. //Феодорита//: Когда Бог дал закон, то хранящим Его обещал свою милость, а преступникам угрожал наказанием. Итак, он просит, чтобы Бог вспомнил свои обещания. //Оригена//: Какое слово, о воспоминании которого молится Ему, как не то, что Он пребудет с ними, по своему обещанию, которое и служило им во время гонений утешениием. Так Он говорит: и се Я с вами во все дни до скончания века. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 49-56 **Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся. Помянух судбы Твоя от века, Господи, и утешихся. Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришелствия моего. Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой. Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках** Это осмистишие идет под буквою //заит//, что значит: «маслина». Маслиной называется дерево, из которого выделывается елей, а елей служит символом милости Божией и всего утешительного и целительного. Ни один предмет из мира вещественного, быть может, не прилагается в слове Божием так часто и разнообразно к предметам мира духовного, как елей. Он употребляется как «//елей радости//» [[old:ps:044:08|(Пс. 44:8]]; [[new:evr:01:09|Евр. 1:9)]], как символ посвящения на служение Богу [[old:ish:30:30|(Исх. 30:30)]] и на царское служение [[old:1ts:15:01|(1 Цар. 15:1)]]; в других случаях он служит одним из предметов жертвоприношения [[old:lev:07:10|(Лев. 7:10]], [[old:lev:06:15|6:15)]] или выражением благочестия [[old:ekl:07:02|(Еккл.7:2)]] и мира молитвенного, или богослужебного (в литургии: «милость мира»), а также признаком целительности [[old:is:01:06|(Ис. 1:6)]] и света [[old:ish:27:20|(Исх. 27:20)]], самый обряд помазания елем служит символом духовного научения и внутреннего просвещения [[new:1in:02:27|(1 Ин. 2:27)]], и проч. Ст. 49-50 **Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя** В сем осмистишии пророк излагает изречения, выражающие то, о чем скорбела душа его и в чем находил он утешения для нее. Его беспокоят – то медленность исполнения обетований Божиих, и он взывает к Богу: **Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси**, – то разные смиряющие обстоятельства жизни его тревожат, и он более спокойно говорит: **То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Словеса Господни**, на которые пророк возлагал утешительные надежды и упования, – это были те обетования, о которых он просит теперь помянуть, не вспомнить, потому, конечно, что в текущих обстоятельствах жизни его было что-то не соответствовавшее ожиданиям, возбужденным словами Господа, или потому, что чувствовал в ту пору нужду в утешении и милости Божией. Обетования обещали всякую милость, а потому пророк и говорит: **помяни**, что сказал: и даруй хоть малую часть из обещанного, потому что, в особенности теперь, я чувствую в том нужду. Словом **помяни** выражается лишь желание молящегося получить обещанное, а не то, чтобы что-либо предлагалось Богу, как будто выпавшее у Него из памяти. По переводу с еврейского: «Вспомни слово к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать». И это **упование**, которое Ты **дал мне**, доставило мне великое **утешение**. Я хотя и получил от Тебя, Господи, великие и важные обетования и хранил в себе упование на них, но в жизни своей встречал такие смиряющие, уничижающие и убивающие дух обстоятельства, которые поражали горем душу мою, и только в слове Твоем я находил утешение и оживление: **яко слово Твое живи мя**. Это самое **упование**, порожденное во мне **словом Твоим, утешало** и успокаивало меня столько, что если постигало меня какое-либо бедствие или опасность, чаяние смерти, тяжкая болезнь, или потеря имущества, или гонение, или что-либо другое, по мнению людей тяжкое, – то утешением для меня было упование. Под **смиряющим** св. Амвросий разумеет и другое, именно – внутренние искушения от греха и диавола, с которыми надо вступать в борьбу, в надежде победы силою благодати Господней. «Во время смирения нашего утешительница наша – надежда. Временем же смирения души нашей я полагаю время искушения. В этих-то искушениях и живится душа словом Божиим. Оно есть жизненная эссенция души нашей, которою она питается, возращается и управляется». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]