[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:70 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Усырися, яко млеко, сердце их, аз же закону Твоему поучихся** **Усырися яко млеко сердце их.** Предан будешь жестоким и тяжким искушения, смиряющим в жизни и научающим умерщвлять и порабощать тело, и ходить не широким и пространным, но тесным и узким путем. Ибо сердце святых утончено, а сердце гордых утучнено. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Усырися, яко млеко, сердце их, аз же закону Твоему поучихся** Это напоминает пророческое слово: //«огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем»// [[old:is:06:10|(Ис.6:10)]]. В таком же роде в книге Исхода сказано о фараоне: //«и ожесточилось сердце фараона»// [[old:ish:07:22|(Исх.7:22)]]. Итак, сердце иудеев отвердело как сыр. А лик апостолов и те, которые от них при­няли веру, поучаются словам Божиим, воспринимая евангелие Божие. Итак, говорит, сердце их ожесточено, потому что они сами мягкость его, заменили жестокостью, подобно тому как молоко, превращаясь в сыр, делается густым и твердым. А мое сердце еще более раз­мягчалось поучением в Твоем законе. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Усырися, яко млеко, сердце их, аз же закону Твоему поучихся** Что вышло из умножения неправды гордыми и из верности заповедям человека богобоязненного? – У тех сердце ожестело или отолстело, а этот вполне обучился закону Божию. //Усырися сердце//, ожестело как сыр. Молоко, сгустившись и ожестевши, становится сыром, так и сердце гордых, по природе мягкое, жестеет от неправды. «До того простерли гордость, говорит святой //Афанасий//, что сердце в них стало, как сыр». «Это сходствует, пишет //Феодорит//, с пророческим изречением: //одебеле бо сердце людей сих, и ушима своими тяжко слышаша, и очи смежиша//; сходствует и с тем, что в книге Исхода сказано о Фараоне: //ожесточися сердце Фараоново//. Посему пророк и говорит: они имеют сердце упорное, и сами претворили мягкость его в грубость, подобно тому, как сгущают и усыряют молоко, а я таял, поучаясь закону Твоему». Значение этого одно и то же – упорное противление Богу и Божиим порядкам: //уты, утолсте, разшире, и забы Бога создавшаго его//. «Сердце святых, говорит святой //Афанасий//, утончено, а сердце гордых утолщено». Так бывает с бедным сердцем человеческим потому, что не в ту сферу вводит его неправда, в какой ему следует быть по естеству; вот оно и сжимается. «Молоко, пишет святой //Амвросий//, по природе своей чисто, приятно на вид и подвижно, а когда портится, то закисает. Так и сердце человеческое по природе чисто, мягко, тепло, но, когда примешается в него порок, оно хладеет, жестеет и мрачится. Молоко, окисши, сседается и уже не имеет свойственной ему приятности; так и человек, пока не поврежден неправдою, бывает приятен в словах и в обращении, но когда уклоняется в неправду – изменяется, ибо иным становится сердце его. Неправда сжимает его, и, вместо приятного доброхотства, оно исполняется горечью недоброжелательства. Так усыряется сердце гордостию и неприязнию, когда естественную его кротость, источающую доброту, повреждают закваскою злобы и лукавства». Жестеет сердце с первых опытов неправды и потом все более и более ожестевает; конец этого – состояние ожестения. В противоположность сему у богобоязненного под действием неправд созревает обученность закону, подвижность на всякое добро и твердость в доведении начинаемых добрых дел до конца. А так как он не по чувству только долга стоял в добре, но всем сердцем, по любви к нему, и наипаче к Тому, Кто дал закон, то, чем больше он устаивает в нем, несмотря на ожесточенное сопротивление тому, тем теплее согревается сердце любовию, тем оно мягче, и человек сердечнее. Сам он всегда тепл и вокруг себя распространяет теплоту. Пророк говорит: //поучихся//, научился, узнал, все обсудил, или делом изучил, и знаю твердо, содержа то в сердце. Что ни встретилось бы мне, нет нужды ломать голову, чтобы усмотреть, как лучше поступить: само сердце мне то скажет. Как из порочного сердца, по слову Господа, при разных встречах исходят помышления злые, так и из сердца доброго исходят помышления добрые, указывающие, какое добро и как следует сделать в тех или других обстоятельствах. //Поучихся// – напоминает слово апостола о чувствах, обученных в рассуждении добра и зла. Таким образом, оправдывается самым делом то, что неправда гордых, устремляемая, по попущению Божию, на боящихся Бога и хранящих закон Его, есть, по Его промыслительному устроению, школа для обучения сих последних в добре. И пророк, говоря, что научился, свидетельствует, что цель обучения достигнута, что школа эта действительно доводит поступающих в нее до того, что требует изучения и для чего они вводятся в нее. Так-то в жизни все зависит от того, с каким духом встречают бывающие случайности. Ни одна из них, по природе своей, не ведет к злу: зло от произволения. Что вредного для Иосифа сделала жена Пентефриева? – Ничего. Она только в большем блеске явила его целомудрие, а другие сами напрашиваются на грех. Будь тверд; и внешние случаи, могущие ввести в грех, не только не повредят тебе, а, напротив, послужат к большему утверждению тебя в добре. Одна устойчивость проложит дорогу к другой, и так далее. В конце добудется стойкость в добре – не легкая, а любовная, сердечная, привлекающая. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Усырися, яко млеко, сердце их, аз же закону Твоему поучихся** **Ожирело**, – говорит Пророк, – **как тук сердце их**. Два жирения он тут разумеет: души, жирующей в Боге и плотнеющей в благодати вышнего мира, и души, жиреющей во зле, плотнеющей в веке сем и всецело отдающейся злу: как эти плотнеют и отвердевают во зле, так те плотнеют и утверждаются в Господе. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 18.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Усырися яко млеко сердце их: аз же закону Твоему поучихся** Сие сходно с пророческим изречением: //«одебеле бо сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи смежиша»// ([[old:is:06:10|Ис.6:10]]); сходно и с тем, что в книге Исхода сказано о Фараоне:// «ожесточися сердце Фараоново»// ([[old:ish:08:19|Исх.8:19]]). Посему Пророк говорит: они имеют упорное сердце, и сами мягкость его претворили в грубость, подобно тому, как сгущают и усыряют молоко; а я таял, поучаясь закону Твоему. ===== Евфимий Зигабен ===== **Усырися **(приняло свойство сыра)** яко млеко, сердце их, аз же закону Твоему поучихся** Ожесточилось, говорит, против меня сердце гордых людей, на подобие молока, так как молоко, когда сгустится и сделается сыром, бывает жестко. Или говорит то, что сердце гордых, питаясь неправдами, тучнеет, так как и молоко, делаясь сыром, представляется более тучным. Слова //Феодора//: Вместо «стало, как сыр», //Акила// выразился: утучнилось и стало, как жир, сердце их; но сердце, говорит, их утучнялось настоящим удовольствием; а я упражнялся в законе Твоем, достигая чрез сие упражнение познания Твоего промысла. //Безименного//: Пока не были горды, враги, говорит, мои были, по сердцу, тучны и нежны, так что могли быть сравниваемы с самым питательнейшим молоком; а когда приняли на себя вид гордый, то совершенно ожесточившись превратились как бы из молока в сыр. ===== Лопухин А.П. ===== **Усырися яко млеко сердце их: аз же закону твоему поучихся** См. Толкование на [[old:ps:118:069#lopuxin_ap|Пс. 118:69]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Усырися яко млеко сердце их: аз же закону твоему поучихся** См. Толкование на [[old:ps:118:069#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:69]] [<10>]