[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:78 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 78-79 **Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя: аз же поглумлюся в заповедех Твоих. Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя** **Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя.** Если сподоблюсь Твоей помощи, то постыдятся враги истины, т. е. лукавые демоны и люди. А я не превознесусь тем, что они постыждены, но **поглумлюся в заповедех Твоих. Да обратят мя боящиися Тебе.** Да прииму наставление от служителей Твоих. Оно же будет таково, что возможет обращать души, потому что обогащено страхом Твоим. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих** Он не желает зла врагам, но молится о них. Стыд содействует спасению, и вот, испытав на себе это врачество, он желает, чтобы и они получили его. А затем, превозносился диавол и послушные ему противные силы над родом человеческим по причине грехопадения, но в прише­ствии Христа Бога нашего они были посрамлены – о чем сами гово­рили: //«пошли нас в стадо свиней»// [[new:mf:08:31|(Мф.8:31)]], и: //«что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»// [[new:mf:08:29|(Мф.8:29)]]. **"Я буду размышлять о заповедях Твоих"** – один из переводчиков перевел: //«я размышлял о заповедях Твоих»//, другой: //«буду говорить»//, а тре­тий: //«буду беседовать»//. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих** Гордыми пророк называет презрителей закона, которые, не любя закон, не любят и ревностных исполнителей его, презирают их, насмехаются над ними и не задумываются причинять им всякий вред. Видя ревнующих о богоугождении исполнением заповедей Божиих в смирительном положении, они еще более восстают на них и на правила их жизни. Это и значит неправедно беззаконновать на них. Пророк молится: отними у них, Господи, этот повод презрительно говорить о законе и относиться так же и к исполнителям его. Возврати мне светлое состояние и положи тем конец торжеству их. Пусть станет явно пред лицом всех, что не напрасно рабы Твои строго исполняют закон Твой, и эти гордые, пред лицом всех поносящие закон Твой, посрамлены будут. Все, видящие во мне перемену на лучшее, вместо того, что прежде недобрым оком посматривали на меня и на закон Твой, станут после сего презрительно относиться к тем самым гордым и смеяться над ними. Пристыждение внешнее может и не сопровождаться стыдением пред собою и своею совестию, может оставлять без изменения прежнее отношение к закону и ревнителям его; но в словах пророка можно видеть и то еще желание, чтобы гордые устыдились того, что они были таковы, изменили и исправили и взгляд свой на закон, и жизнь свою по отношению к нему. «Пророк, говорит блаженный //Феодорит//, не проклинает врагов, но молится за них, потому что стыд пролагает путь ко спасению. Сам воспользовавшись таким врачевством, он желает и им иметь его». Святой //Амвросий// продолжает ту же мысль: «Уврачевавшись, стал врачом и желает целить даже тех, которые уязвляли его, дабы, сознав неправость свою, они устыдились своих недобрых дел. Стыд большею частию служит к нашему исправлению. Когда человек начинает стыдиться какого-либо своего поступка, то тем самым побуждается оставить то, что причиняет стыд. Вот этого-то и желает им пророк, желает то есть, чтобы они сознали то, как худо поступали, и чтобы, сознавши то, устыдились, а устыдившись, отстали от прежних неправд». Святой //Афанасий// развивает также эту мысль: «Если, говорит, изменишь, Господи, мою участь на лучшую, то гордые постыдятся, а я не превознесусь тем, что они постыждены, но //поглумлюся в заповедях Твоих//». Это не ослабит моей ревности об угождении Тебе исполнением заповедей Твоих, а, напротив, усилит ее. //Поглумлюся// – приседеть буду, усугублю прилежание и труд, так неотступно буду заниматься им, как иной усидчиво занимается любимым делом. Когда отойдет теснота, то у меня словно развяжутся тогда руки. Силы, обращенные на то, чтобы нести лежащую на мне тяготу, я обращу на исполнение закона: больше буду изучать его, б'ольшие придумывать средства к исполнению его и приложению к жизни в моих улучшенных обстоятельствах. Пророк заготовляет решение на делание, чтобы, когда придет просимое, быть наготове так действовать, и не сказать душе: //имаши много блага, лежаща на лета многа; почивай, яждь, пий, веселися//. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя: аз же поглумлюся в заповедех Твоих** Пророк не проклинает врагов, но молится за них; потому что стыд пролагает путь ко спасению. Почему, каким врачеством воспользовался сам, желает и им иметь оное. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя; азь же поглумлюся **(углублюсь мыслью)** в заповедех Твоих** Пусть, присовокупляет, Господи, постыдятся гордые, быв побеждены и не имея успеха ни в чем, где гордыми называет выше означенных, т. е. бесов и презрителей закона Божия. Ибо они не справедливо грешили против меня, противясь мне по одной зависти своей. //Феодорита//: Не проклинает чувственных врагов, но с силою молится о них: потому что стыд по причине грехов производит спасение. //Феодора//: Пророк молится о них: ибо кто согрешает, тот доколе не чувствует того, что он грешит, дотоле не стыдится; а когда придет в чувство своих грехов, тогда начинает стыдиться. Итак, придут, говорит, в стыд и познают, что они несправедливо преступали закон против меня. //Синесия// Киринейского: но и стыд есть, по крайней мере, вторичное благо. Ибо быть без грехa свойственно Божескому естеству и существу, а стыдение по причине не хороших дел можно называть целомудрием ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя; азь же поглумлюся в заповедех Твоих** См. Толкование на [[old:ps:118:075#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:75]] [<10>]