[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:101 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя** **От всякого пути лукава возбраних ногам моим.** Это и значить хранить Божественный Закон — исполнять его самым делом. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя** Невозможно, конечно, в одно и то же время идти по двум путям – распущенности и целомудрия, правды и неправды, но должно избегать противного пути и держаться правого; при этом условии возможно быть хранителем слова Божия. Сам пророк, со­блюдая все заповеди, говорит: **«От всякого лукавого пути я удерживал ноги мои".** Этого не может сказать ни обидчик, ни злоречивый, ни корыстолюбец, ни завистник, ни братоненавистник, ни тот, кто воздает злом за зло. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя** Слепота ума прогнана; вместо ее стали качествовать ведение и мудрость, подобных которым нет среди людей, долженствующих отличаться ими, и все это достигнуто поучением в заповедях и верностию им в жизни. Теперь пророк указывает, как исправилась и неправость воли; и это, говорит, совершилось тем же путем. Стал я возбранять ногам моим от всякого пути лукавого и от судеб Божиих не уклоняться, и воля моя исправилась, навыкла хранить словеса Божии и установилась в том. Совесть наша и всегда внушает нам бегать зла, но не достает воли следовать ей. Приманки самоугодия пересиливают ее, и человек идет на злое. А сделав злое однажды, не удержится и в другой, а потом скоро образуется и привычка к известному роду самоугодия наперекор совести. Так образуется одна привычка, потом другая, третья, десятки, сотни. Когда опомнится человек и задумает шествовать право, угождать Богу, тогда он находит себя со всех сторон связанным и опутанным. Как же быть? Блюди твердую решимость хранить словеса Божии, всячески подогревай и поддерживай ее, содержа в сердце своем страх Божий, память смерти и суда Божия и затем возбраняй ногам своим от всякого пути лукавого. Нельзя тебе вдруг возлюбить доброе, чтобы по этой любви держаться его. Начинай с неделания худого, и хоть привычная воля будет порываться на худое, держи ее в пределах должного силою решимости твоей. Зло началось в сердце, а окрепло в привычных делах. К уничтожению его иди обратным путем: прекрати дела, и чрез них дойдешь до пресечения зла в сердце. Не ходи туда, где привык ты удовлетворять дурной привычке; пресеки сношения с товарищами греха и измени все порядки жизни, питавшие грех. Это значит возбранить ногам. Когда случай ко греху перед глазами, как удержаться от него тому, кто привык к нему? А когда случаи отдалены, то хоть и придут мысли на грех – пошумят-пошумят в голове и отойдут. И прогнать их тогда удобнее, чем тогда, когда не мысли только, но и глаза, и уши, и осязание, и обоняние будут обдавать тебя паром греховным. Святые отцы того, кто стоит пред соблазном, уподобляют стоящему на краю пропасти: как только вздумается врагу, он даже легким толчком может низринуть его туда. А того, кто удаляется от соблазнов, уподобляют они находящемуся далеко от пропасти: когда враг повлечет его в пропасть, он имеет еще время отбиться от него или воззвать о помощи и избавиться от беды. Уклонение от путей лукавых отставляет зло и восстановляет добро в душе. Но это внешний труд; к нему надо присоединить внутренний – возбранение мысленным ногам от мысленных же путей лукавых. Мысленный путь лукавый таков: начинается злая мысль, привлекает сочувствие, возбуждает желание и склоняет на дело. Когда кончится этот мысленный путь ко греху, тогда следует путь внешний к совершению греха делом. Прекратил ты эти внешние хождения ко греху – доброе дело. Но не думай на этом остановиться, а старайся пресечь и внутренние пути к нему; ибо, несмотря на внешние уклонения от путей лукавых, мысленные странствования не тотчас прекращаются, а часто заходят туда и блуждают там. Итак, возбрани и мысленным ногам от путей лукавых, чтобы они не повели туда и телесных ног. Прогоняй мысли худые, уничтожай сочувствия, а более всего берегись склоняться на зло. Пока этого нет – ты все еще безопасен; но когда это появится – ты уже в опасности. Хотя и при этом можно еще миновать ее, но лучше не подвергаться тому, ибо предлежит борьба. Пропасть еще далеко, но враг уже уцепился и тащит туда. Главное в этом деле – уклонение от злых помышлений; они, как комары, жужжат: гони и не ослабевай. Если поспешишь заменить злые мысли добрыми, то дело твое во сто раз успособится и облегчится. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя** Ибо невозможно вдруг идти двумя путями, путем непотребства и целомудрия, правоты и неправды. Но должно избегать путей противоположных, и идти путем правым. Таким только образом можно сделаться хранителями Божиих законов. ===== Евфимий Зигабен ===== **От всякого пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя** Я, прибавляет, удержал ноги мои от хождения по пути злому; а это сделал для того, чтобы не преступить заповедей Твоих, Господи, повелевающих не ходить по пути злому. Ибо не возможно, по словам //Феодорита//, в одно и то же время ходить двумя путями, невоздержания и целомудрия, правды и неправды; но противных надобно убегать и ходить прямым; ибо только так возможно быть хранителями законов Божиих. Это-то значит хранить закон Божии—исполнять его самым делом. //Оригена//: Мы ходим злыми путями, когда служим похотям и удовольствиям. А слова оные пророческие принадлежат совершенным: ибо доколи мы грешим, не можем произносить их; а чрез удержание ног своих от всякого злого пути мы сохранишь слова Божии. Какие слова? Заключающиеся в законе, когда понимаем их духовно, и познаем из них возвещаемого ими Иисуса Христа; выражение: удержал ноги мои, означает свободное произволение; ибо он говорит сие потому, что в его воле состоит движение ног в хождении или удержание оных. //Дидима//: Злые пути суть те, которые ведут к злу: злой путь—распутство и пьянство, ибо то и другое ведет к любодейству; злой путь и гнев, потому что он иногда побуждает к убийству, а иногда к злоречию. Таковы и подобные им. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **От всякого пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя** См. Толкование на [[old:ps:118:100#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:100]] [<10>]