[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:113 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Законопреступныя возненавидех, закон же твой возлюбих** См. Толкование на [[old:ps:118:107#svt_afanasij_velikij|Пс. 118:107]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Законопреступныя возненавидех, закон же твой возлюбих** Подавляя свои греховные склонности, я выше всего поста­вил Твой закон. Вот чем хвалятся святые. Так и в другом псалме он говорит: //«не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами»// [[old:ps:138:21|(Пс.138:21–22)]]. Как любящий свет нена­видит тьму, так любящий закон Божий ненавидит беззаконные мысли и дела, так что отвращение к ним неотделимо от любви к обе­тованиям закона. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих** Под словом //законопреступныя// разумеются тут люди или совокупность людей – мир, и злые помыслы, возбуждаемые миром и всеми обычаями его; возненавидел, говорит, не только преступление закона, но и все, соприкосновенное с тем и ведущее к тому; //закон же твой возлюбих.// От того отвратился сердцем, а к этому прилепился. Не одно прекращение греходелания есть исправление нрава, но и сердечное отвращение от него; и не одно делание дел законных есть обращение на путь добра, но и сердечная любовь к ним. Такое настроение и есть полное начало богоугодной жизни, и вместе самая прочная опора ее. Пока есть сочувствие к чему-либо греховному и страстному, до тех пор нельзя считать состояния своего безопасным. Чуть что-нибудь, – и слабое сочувствие возрастет в чувство, раздражит влечение, вызовет желание, – вот уже и край рва падения. Тут то же бывает, что с искрою, тлеющеюся в пепле. Чуть ветерок сдует покрывающий ее пепел и пригонит что-либо горючее – тотчас задымится; не погаси – вспыхнет, не подави вспыхнувшего огонька – и пожар. Час-другой, и дом исчез, как бы богато ни был убран. Так бывает и с нравственными пожарами и погибелью домов сердечных. Пересмотри же потщательнее – не кроется ли у тебя в сердце какое-либо сочувствие ко греху и страсти; и если найдешь, не поленись истребить его. Пробою сего да будет тебе то, чтобы, когда будет у тебя на глазах или в мыслях предмет страсти, ты не только бы относился к нему холодно, но имел желание оттолкнуть его ногою, как нечистое животное. Не вдруг, как только обратится человек от греха к добродетели, уже является такая ненависть к греховному. Правда, есть она и тут, но еще слаба. Период борьбы со грехом растит и питает ее, потому что только эта борьба дает чувствовать всю враждебность к нам греха и злость началовождя его – диавола. Почувствование этой злорадной вражды со стороны, противной добру, даст, наконец, силу и ей отплатить тем же. А что грех будто – ничего, не враг, а приятель, – такое помышление не даст восстать и ненависти к нему во всей силе. Ненависть ко греху растет вместе с любовью к добродетели. Опора доброй жизни есть собственно эта любовь, а ненависть ко греху проявляется только в минуту появления греха с целию приманить к себе. Тогда любовь к добру обнаруживается ненавистью к злу и опаляет зло при первом его появлении. Против этого движения любви не может устоять и сама злоба сатанинская. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Законопреступныя возненавидех, закон же твой возлюбих** Отринув помыслы внушающие нарушение закона, предпочел им закон Твой. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 113-114 **Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощники мой и заступник мой ecи Ты; на словеса Твоя уповах** Я, продолжает, беззаконных возненавидел, а закон Твой Господи, возлюбил; и я уповал на закон Твой, как оправдывающий исполнителей его и обещающий им много благ на небесах. Слова //Феодорита//: Беззаконными Давид здесь называет мудрых века сего, или ересеначальников, или злые помыслы, совещающие грешить. Поелику же душа имеет силы, которыми любит и которыми ненавидит, а действие в употреблении их по разуму; а пророк похвалился, что силу любви обратил к закону Божии, а силу ненависти — к тому, что противно закону: то посему он говорит Богу, что это я совершил не без помощи Твоей, но при Твоем содействий. //Златословесного//: Таковы похвалы святых, как говорит и в другом псалме: не ненавидящих ли Тебя, Господи, я возненавидел и по причине врагов Твоих истаял? Ибо как любящий СВЕТ ненавидит тьму, так и любящий закон Божий ненавидит беззаконные помыслы и действия. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 113-120 **Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой и заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах. Уклонитеся от Мене, лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду: и не посрами мене от чаяния моего: Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну. Уничижил еси вся отступающыя от оправданий Твоих: яко неправедно помышление их. Преступающия непщевах вся грешныя земли: сего ради возлюбих свидения Твоя. Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся** Заглавная буква к этому осмистишию //самек// – «подпора». Здесь выставляются такие нравственные расположения и решения воли, которые служат как бы подпорою всей богоугодной жизни, проводимой в верном исполнении заповедей. В числе первых подпор ставятся: решение воли любить закон со стороны человека (ст. 113) и всегда готовая для этого помощь со стороны благодати [[old:ps:118:114|(ст. 114)]]. Когда обе эти подпоры соединяются в деятельности человека, тогда он с дерзновением выступает на путь богоугождения [[old:ps:118:115|(ст. 115–116)]], надеясь, однако ж, не на свою силу, но на помощь Божию, и уповая успеть во всем, при ее содействии. Далее пророк указывает, чем поддерживать эти самые опоры богоугодной жизни, именно: молитвою [[old:ps:118:117|(ст. 117)]], припоминанием Божия непощадения грешников [[old:ps:118:118|(ст. 118)]], усмотрением того, как жизнь их безотрадна [[old:ps:118:119|(ст. 119)]], и особенно – страхом Божиим, который возбуждается представлением страшных судов Божиих [[old:ps:118:120|(ст. 120)]]. Посему настоящее осмистишие можно назвать продолжением предыдущего, как изображающего племя добродетелей в жизни по Богу. Ст. 113–114 **Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой и заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах** Под словом **законопреступныя** разумеются здесь люди или совокупность людей, т.е. весь мир, со всеми его помыслами и злыми обычаями. Я **возненавидел**, говорит пророк, не только преступления закона, но и все соприкосновенное с тем и ведущее к тому, **закон же Твой возлюбих**. От того отвратился сердцем, а к этому прилепился. Ненависть ко греху растет вместе с любовию к добродетели. Опора доброй жизни есть собственно эта любовь, а ненависть ко греху проявляется только в минуту появления греха с целию приманить к себе. Тогда любовь к добру обнаруживается ненавистью к злу и опаляет зло, при первом его появлении. Против этого движения любви не может устоять и сама злоба сатанинская. Но и тут нельзя подвижнику добродетели обойтись без помощи Божией и заступления от напастей и злобы врага. Такую помощь и такое заступление от Бога пророк и исповедует в следующем стихе: **Помощник мой и заступник мой еси Ты**. Уверенный во всегдашней готовности помощи Божией и Божия заступления, как в своем собственном бытии, он и сам в себе говорит, и пред другими исповедует [[old:ps:117:06|(Пс. 117:6)]]: «//Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне//» злоба врага! Кругом меня полчища его, а я ложусь спать и спокойно сплю и встаю, не испытывая никакой тревоги, ибо знаю, что «//не воздремлет, ниже уснет храняй//» меня Господь [[old:ps:120:04|(Пс. 120:4)]], по благости Своей. **На словеса Твоя уповах**, т.е. всю надежду я возлагал на обетования, данные людям от Бога, с уверенностью в непреложности их. Уповая на сии обетования, человек вступает на путь добра, и удостоверенный многими опытами жизни во всегдашней благости и готовой помощи Божией, он исповедует пред Богом: теперь я совсем возложил упование мое на словеса Твои. Сначала еще могли быть кое-какие колебания, а теперь нет более им места. Без помощи Божией нельзя преуспеть в добре. «//Без Мене не можете творити ничесоже//», – говорит Господь [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]. На эту-то помощь и надо возложить упование, а возложив, возжелать ее и взыскать. Упование на помощь Божию есть сама живительная сила на добром пути. Потому-то враг всячески старается не дать ему вселиться в сердце, и когда вселится, он усиливается ослаблять его. А между тем оно все-таки растет и растет. Опыты Божией помощи питают его и возращают. Когда же оно окрепнет, тогда уже от всего сердца исповедует человек: **Помощник мой еси Ты, Господи, на словеса Твоя возуповах**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]