[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:130 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Явление словес Твоих просвещает и умудряет младенцы** **И вразумляет младенцы.** Под младенцами разумей пребывающих в неведении и уподобляющихся младенцам. Ибо таковых, осияваемых светом Твоим, слово Твое исполняет разумения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Явление словес Твоих просвещает и умудряет младенцы** Твоим, говорит, озаряемый светом, я получил это познание; впрочем, и всем одержимым неведением и подоб­ным младенцам Твой закон дарует разум. И явление евангель­ских слов просвещает не только совершенных, но и слабых. Указывают эти слова и на другое. Господь сказал: //«славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам»// [[new:mf:11:25|(Мф.11:25)]], разумея апо­столов, потому что в злобе они были младенцами. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Явление словес Твоих просвещает и умудряет младенцы** Что такое //явление (δήλωσις) словес?// Когда царь в покоях, никто его не видит; а когда он выходит на балкон, то всякий может его видеть. Так и свидения Божии, пока остаются в уме Божием, пребывают невидимыми, а когда изыдут из уст Его, становятся явными. Об этом-то явлении словес и говорит здесь пророк. Это все равно, как бы он так сказал: словеса, исходящие из уст Твоих, просвещают и умудряют младенцев. Можно доразумевать тут еще вот что: только явление словес Твоих просвещает. Не будь этого явления, не было бы и просвещения. Совесть хоть и свидетельствует о том, что следует, но не всегда ясно, не всегда полно, не всегда убедительно и действенно; оттого и не определяет к делу и остается бесплодною. Слово же, исходящее из уст Божиих, ясно, полно и действенно. Оно падает на совесть и, возбуждая ее, проходит до разделения души и духа, членов и мозгов. //Просвещает и умудряет...// Когда восходит солнце, оно все освещает, и все предметы, все стези среди их, со всеми разветвлениями, бывают тогда явны. Весело и небоязненно идти тогда путнику. Так и слово Божие, исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится. Как велико это благо, можно видеть из сравнения состояния не имеющих просвещающего слова Божия с теми, которые имеют его и живут по нему. Блеск очей и светлость лица свидетельствуют, что за ними есть душа, просвещенная словом уст Божиих. Просвещение указывает порядки и правила жизни, а умудрение научает, как по ним жить и действовать. Это нужнейшая сторона для делателя. Уменье жить и совершать дела добродетели всегда в свое время, в своем месте и в своей мере, сообщающее делам привлекательное благообразие и плодотворность, – такое уменье есть великий дар Божий. Вселяется же он чрез словеса уст Божиих. Они и прямо нередко указывают, как что делать должно; более же настраивают силою воздействия своего ум и совесть к тому, чтоб они в нужный час определяли всесторонне образ действования так, как хочет ему явиться всеправящий Господь. До этого всегда доходит тот, кто пребывает верным слову Божию. Но слово Божие просвещает и умудряет //младенцы//. Можно думать так: слово уст Божиих так приспособительно к нашему понятию, что его может уразуметь и поучаться ему и малосмысленное дитя. Можно разуметь вместо дитяти и простых, неученых людей. Но прямее тут понимаются простые сердцем, хотя бы они и высоко были образованны. Слово Божие просвещает и умудряет тех, которые бесхитростно принимают его, не пытают, почему и для чего, не колеблются раздумываньем: да полно, так ли? – а прямо, как слышат, так и последуют ему, что ни заповедало бы оно. Прившедшее мудрование не оставит без повреждения простоты слова Божия и возмутит лишь шаги хотящих следовать по указанию его. Его нужно подклонять под слово Божие; и тогда младенческое приятие слова сердцем сделает его плодоносным, как плодоносит земля, беспрекословно разверзающая недра свои для принятия семян. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы** Твоим озаряемый светом, говорит Пророк, приобрел я ведение сие, и всех, кто одержим неведением и подобен младенцам, закон Твой исполняет разумения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы** Изъяснение и раскрытие, говорит, слов Твоих, Господи, просвещает и вразумляет даже самых отроков и нерассудительных по возрасту; а тем более просвещает людей, имеющих способность ума и рассудительности. Или просвещает младенцев по уму, или уверовавших из язычников, как новонасажденных и младенцев в рассуждении богопознания, или, просто сказать, просвещает новый народ. //Акила// вместо: явление слов Твоих, перевел: отверстие слов, //Симмах//: Дверь слов Твоих. Твоим светом, говорят //Феодорит// и //Евсевий//, будучи озаряем, я получил такое знание заповедей Твоих, как бы посредством двери свидения И первого отверстия и преподания слов Твоих, что случилось когда явился Христос; ибо Он пришел исполнить закон и пророков и все заключающем в них тайны раскрыл; в ином исполняя пророчества самым делом, в другом разъясняя закон, чтобы видели в нем уже не письмена и тень, но дух, почему, по //Златоусту//, и говорил об Апостолах: исповедуюсь Тебе, Отче, что Ты утаил сие от премудрых и разумных и открыл то младенцам. //Афанасий//: Под младенцами можешь разуметь находящихся в неведении и подобных младенцам. Их то, говорит, насыщает слово Твое разумением. //Феодорита//: Архиерею повелено было носить в слове явление и истину. Сие то явление просвещает и вразумляет младенцев. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 130–131 **Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Уста моя отверзох и привлекох дух, яко заповедий Твоих желах** **Явление словес Твоих** здесь значит то же, что: «словеса, исходящие из уст Твоих», – **просвещают и умудряют младенцев**. Просвещение указывает порядки и правила жизни, умудрение научает, как по этим правилам жить и действовать. Уменье жить и совершать дела добродетели всегда, в свое время, в своем месте и в своей мере, сообщающее делам привлекательное благообразие и плодотворность, – такое уменье есть великий дар Божий. Вселяется же он чрез словеса уст Божиих в тех, которые любят Слово Божие. Но Слово Божие **просвещает и умудряет младенцы**. Можно думать так: слово уст Божиих так приспособительно к нашему понятию, что его может разуметь и поучаться ему и малосмысленное дитя. Можно разуметь вместо дитяти и простых, неученых людей. Но прямее тут понимаются простые сердцем, хотя бы они и высоко были образованы. Слово Божие просвещает и умудряет тех, которые бесхистростно принимают его, не пытают, почему и для чего, не колеблются раздумыванием, а прямо, как слышат, так и последуют ему, что ни заповедало бы оно. И вот, когда услышал пророк из уст Божиих исшедшие заповеди, //дивныя//, **просвещающия и умудряющия**, когда возлюбил их всем сердцем и устремился на путь их, тогда не мог удержаться, чтоб не воззвать: Уста моя отверзох, – слава Богу! Свободно вздыхаю, ибо достиг того, чего желал: узнал заповеди и вступил на путь их. Но все наши толковники: Афанасий Великий, блж. Феодорит, св. Амвросий и др., – не останавливаются на букве, а видят в словах 131-го стиха более глубокий смысл. Под **отверзением уст** они разумеют отверстие ума и сердца – выражение жажды духа человеческого, а под **привлечением духа** желание и приятие духа благодати, утверждающего и пособствующего в исполнении заповедей, возлюбленных всем сердцем. «Устами, – говорит св. Афанасий Великий, – называет здесь пророк сердечное усердие»; – «потому что, – поясняет блж. Федорит, – оно привлекает благодать Духа, как и в другом месте он говорит: //разшири уста твоя, и исполню я//» [[old:ps:080:11|(Пс. 80:11)]]. «Уразумей же, – учит св. Амвросий, что такое – уста. Это – сердце, или устремление внутреннего человека. И душа имеет свои уста. Их и открывай Христу, чтобы привлечь дух Его». Итак, изречение псалмопевца в [[old:ps:118:131|(ст. 131)]] должно понимать духовно: **отверзением уст** он хотел означить сильную молитву. Именно, когда дитя, которое сильно чего-нибудь желает, отверзает, открывает уста, дабы сильнее выразить свое желание: так и молящийся сильно вопиет в сердце к Богу: «//Духом владычним утверди мя//!» и «//Духа Пресвятаго обнови во утробе моей//!» [[old:ps:050:50|(Пс. 50)]]. И сим вопиянием, как отверзением, **привлекает** на себя благодать Святого Духа. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:129#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:129]] [<10>]