[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:143 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Скорби и нужди обретоша мя, заповеди Твоя поучение мое** **Скорби и нужди обретоша мя.** И в напастях, говорит, без нерадения поучался я в Законе Твоем. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Скорби и нужди обретоша мя, заповеди Твоя поучение мое** Явление – неизбежное для делателей добродетели. Это напо­минает сказанное Павлом: //«кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание»// [[new:rim:08:35|(Римл.8:35, 36]]; ср. [[old:ps:043:23|Пс.43:23)]]. Таковы подвиги святых, таковы их победы. **«Заповеди Твои – утешение мое»**. Изучение их поддерживает мое мужество, и я мужественно переношу скорби. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Скорби и нужди обретоша мя, заповеди Твоя поучение мое** При светлости внутренней, внешняя несветлость – вот четвертая сторона верности заповедям! Скорби и нужды почти всегда, словно мраком, покрывают верного заповедям. Заповеди Твои, говорит пророк, поучение мое. Я держу их в уме моем, лелею в сердце, исчезаю в них всем вниманием моим и по ним, как по шнуру плотничьему, направляю жизнь мою. И между тем что же встречаю на пути? – Скорби и нужды, непрестанные столкновения, которые уязвляют сердце мое и тяготят меня. Отчего ж это так? – Оттого, что так Богу угодно. А почему Ему так угодно – Ему одному ведомо. Подклони же голову под крепкую руку Божию и молчи. Ты кто, противоотвещаяй Богу? Будь доволен одною верою, что если Бог есть твой Бог, а ты – Божий, то все твое. Завещание об этом уже написано и законно скреплено. Еще немного – и будешь введен в наследие, а теперь ты состоишь пока под искусом. Минет срок, и вступишь в чин и славу сына, на что право, конечно, и теперь за тобою, но не дается тебе, потому что ты еще недоросль. Святой //Антоний Великий// однажды в ответ на то, зачем светлость жизни о Христе Иисусе покрывается внешними скорбями и внутренними воздыманиями разных нечистот, ответил: затем, чтоб ты не засмотрелся на эту светлость и не сгубил себя. Засмотришься – возмечтаешь о себе; возмечтавши – возгордишься; возгордившись – благодать Божию отгонишь от себя. Тогда наскочит враг и сокрушит кости твои. Тебе самому следовало бы укрывать себя от себя, но так как положиться на тебя нельзя, а Господь хочет спасения твоего, то и положил Он скрывать тебя от тебя особым устроением жизни твоей, при котором в себе ничего ты не видишь доброго, ибо живущий в тебе грех часто восстает и все закрывает, а совне только скорби и нужды обретают тебя. Благослови же Господа, так дивно спасающего тебя, и смиренно иди путем своим, не вдаваясь в пытливость и не покушаясь развеять слабым дуновением ума облегающий тебя мрак. И в примраке веры ты видишь впереди светлую точку; туда и направляй путь, не обращая внимания на то, что вокруг тебя. ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Скорби и нужди обретоша мя: заповеди твоя поучение мое** Пусть и для тебя заповеди Господни будут поучением в скорбях и нуждах. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Скорби и нужди обретоша мя, заповеди Твоя поучение мое** **«Скорби и нужди обретоша мя».** Они неразлучны с любителями добродетели. **«Заповеди Твоя поучение мое».** Из их учения почерпаю я уроки мужества, и скорби переношу великодушно. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 143-144 **Скорби и нужди обретоша мя, заповеди Твоя—поучение мое. Правда свидения Твоя во век** (вечна); **вразуми мя и жив буду** В скорбях, говорит, и бедствиях, которые постигли меня, я поучался в заповедях Твоих, Господи, которые, по словам Безименного, утешали меня и облегчали печаль мою. И сии заповеди Твои суть правда вечная, как сказано выше, что Давид повторяет часто в похвалу и славу божественному закону. Посему, говорит далее, вразуми меня, Господи, Твоими заповедями, чтобы чрез вразумление сие я мог жить истиною; так как те, которые не бывают вразумляемы Тобою, Господи, не живут истинно в добродетелях и божественной благодати Твоей, но живут худо—во грехах. //Феодорита//: Это (т. е. скорби) сопряжено с любителями добродетели. Впрочем, поучаясь заповедям, я изучаюсь мужеству и переношу все печальное великодушно. //Афанасия//: Свидетельства, которые Ты дал мне, как полезные не на короткое время, суть правда во век и оправдывают приступающего к ним с любовью. //Дидима//: Во всем этом пророк ищет у Бога вразумления—дара Божия самого необходимого, и говорит: вразуми меня, чтобы я мог жить. Ибо в ту блаженную жизнь безумный, или несмысленный не входит; но должно просить вразумления у Бога, подающего просящим Его о том всею душою. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 143–144 **Скорби и нужди обретоша мя: заповеди Твоя поучение мое. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу** Там смирение с надеждою показал, а здесь показывает терпение скорбей и всего находящего из-за верности заповедям. **Скорби и нужды** почти всегда, словно мраком, покрывают верного заповедям. **Заповеди Твои**, – говорит пророк, – **поучение мое**. Я держу их в уме моем, лелею в сердце, исчезаю в них всем вниманием моим и по ним, как по шнуру плотничьему, направляю жизнь мою. И между тем, что же встречаю на пути? **Скорби и нужды**, непрестанные столкновения, которые уязвляют сердце мое и тяготят меня. Отчего же это так? Оттого, что так Богу угодно, – Ему одному и ведомо. Подклони же голову под крепкую руку Божию, и молчи. Ты кто противоотвещаяй Богу? Будь доволен одною верою, что если Бог есть твой Бог, а ты Божий, то все – твое. Завещание об этом уже написано и законно скреплено. Еще немного, – и будешь введен в наследие, а теперь ты состоишь под искусом. Все находящее должно благодушно терпеть, заботясь только о том, чтобы неуклонно идти путем заповедей и веруя, что это есть единственно верный путь. **Скорби и нужды** покушаются омрачить светлость этой веры, а ты разгоняй такое омрачение и восстановляй светлость веры своей, твердя себе: нет, **заповеди** – вечная правда. Сам Бог засвидетельствовал их непреложность. И вместе с тем, обращаясь к Самому Господу, молись: **вразуми мя, и жив буду**, дай мне, Господи, всегда держать в разуме убеждение в непреложности заповедей Твоих, – **и жив буду**, т.е. жить буду по ним, никакие искушения не возмутят ровности той жизни, какая, по милости Твоей, установилась в духе моем; или: неуклонно от заповедей Твоих проживши век сей, перейду верным Тебе в другую жизнь. Там Ты наделишь меня вечно блаженною жизнью, и я вечно буду жить с Тобою и в Тебе. Такими помышлениями и воззваниями подкрепляет себя терпящий, и жизнь его течет ровно и невозмутимо, хотя снаружи кажется и утлою ладиею, которую волны жизни бросают туда и сюда, и готовы раздробить и разметать по пространству вод. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. Толкование на [[old:ps:118:137#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:137]] [<10>]