[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:173 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих** **Да будет рука Твоя еже спасти мя.** Выражает этим не бытие ее по сущности, но отношение к спасаемым. Таково и следующее выражениe: //буди ми в Бога защитителя// ([[old:ps:030:03|Пс. 30,3]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих** **«Возлюбил»** – Симмах перевел – //«избрал»//, Акила и Феодотион – //«выбрал»//. **Рукой** называет божественное действие, о котором умоляет в помощь себе для до­стижения спасения. Это – рука Божия. Кто избирает заповеди Божии, тому, несомненно, Бог содействует в его спасении. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих** Это то же, что говорит пророк: //Твой есмь аз, спаси мя. Заповеди,// говорит,// Твоя изволих,// то есть нет у меня другой воли, другого желания, кроме того, чтобы ходить в заповедях Твоих; они занимают все помышления ума моего, все чувства сердца моего и все начинания воли моей. А так как это есть во мне, то я весь Твой; а если Твой, то благоволи, да будет рука Твоя всегда со мною, //во еже спасти мя//. В чем же тут добрый знак? – И в самом дерзновении взывать так к Богу, и в изволении таком. Последнее составляет условие первого. Невозможно возыметь дерзновения к Богу, если прежде того человек не предастся вседушно заповедям Божиим и не истощит всех сил своих в исполнении их. Только при этом может возродиться в нем чувство присвоения себя Богу и Бога себе, – чувство сокровенно зарождающееся, крепнущее и составляющее затем основу всех благоговейных отношений к Богу. На нем-то опираясь, пророк и говорит: я не чужой Тебе, Господи, а весь Твой. //Да будет же рука Твоя еже спасти мя.// Дерзновение к Богу – сладостное чувство, но оно невозможно при нечистой совести. Дерзновение входит пред самое лице Божие, а обремененная совесть тяготит долу. Бывает, что и сильная птица не может подняться с земли, когда крылья ее в грязи и сама она вся облеплена грязью. Надо ей стряхнуть грязь и обмыться; тогда, облегчившись, она воспарит свойственным ей парением. Так и душе надо стряхнуть беззакония и сделать себя чистою водворением в себе благозакония, чтобы, вступив чрез то в свойственную ей божественную стихию и движась в ней свободно, иметь возможность достигать престола Божия. Но и став пред Бога, как воззреть на лице Его, если где-либо внутри кроется что-нибудь не изволяющее заповедям Его: ведь пред Богом все открыто, и представшая пред лице Его душа ясно сознает это. Таким образом, дерзновение к Богу истинное, непритворное, искреннее есть знак великой чистоты нравственной. Дерзновение не надумывается, а само собою возникает в сердце, вследствие трудов по исполнению заповедей и приобретаемой через то чистоты сердца. Приступание к Богу в молитве и самое молитвословие есть уже показание дерзновения; но не всякий молящийся или молитву деющий есть уже дерзновенен, как не всяк глаголяй: //Господи, Господи, внидет в царствие небесное; но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех//. Молимся, уповая; но дерзновение есть высший плод упования, хоть оно вместе с ним и зачинается, и зреет. И упование есть настоящее и не настоящее. Часто бывает, что человек думает, будто уповает, тогда как у него нет истинного упования. Дерзновения же и надумать нельзя: оно есть состояние, а не отдельное действие. Оно происходит от срастворения силы Божией с силами человека. Сознающий это действует властно, как сын, не сомневаясь, что сделает что-либо невпопад, ибо видит себя не действующим, а во всем воздействуемым силою Божиею. Рука Божия под ним, над ним, окрест его и внутри его. Чувствуя это и почивая во вседействии Божием, он предает себя Богу: да будет так, да будет рука Твоя при мне и во мне так, как она есть; тогда и спасение мое верно и есть несомненный удел мой. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих** //Симмах// перевел: возлюбил; а //Акила// и //Феодотион//: избрал. //«Рукою»// же называет Пророк божественную действенность, от которой и просит улучить спасение Божие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих** Да придет, говорит, рука или сила Твоя, Господи, спасти меня. Или да будет готово на спасение мое, как и в другом месте сказал: будь мне в Бога защитника [[old:ps:030:03|(Псал. 30,3)]]. Слова //Безименного//: Быть может, как царь называется имеющим руку, т. е. войско, так и рука Божия есть все воинство небесное, все ангельские и святые силы, посылаемые на спасение людей. А выражение: да будет рука Твоя, означает не осуществление ее, но отношение к спасающимся; разве бы кто под рукою Божиею разумел Христа, при каковом значении глагол: да будет, сказан вместо: да будет приведен в бытие, также: да воплотится рука Твоя, чтобы спасти меня. //Феодорита//: Рукою называем действие Божие, от которого просит дара спасения. //Оригена//: Рука Божия, по истинному и праведному суду Его, для одних бывает во спасение, а для других во вразумление и наказание. Но когда мы изберем заповеди Божии, рука Божия может спасти нас как от препятствий, поставляемых другими, так и от злоумышлений видимых врагов: ибо за избрание закона, без сомнения, даст способность к исполнению его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих** В этом стихе выражено полное дерзновение пророка, с которым он молитвенно обращается к Богу о своем спасении и в то же время выражает свою всецелую преданность в волю Божию, заключающуюся в заповедях Его. **Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих**, т.е. нет у меня другой воли, другого желания, кроме того, чтобы ходить в заповедях Твоих. «//Я весь Твой//» (см. [[old:ps:118:94|ст. 94]]), а потому благоволи, **да будет рука Твоя** всегда со мною, **во еже спасти мя**. Дерзновение к Богу – сладостное чувство, но оно невозможно при нечистой совести. Дерзновение входит пред самое лице Божие, а обремененная совесть тяготит долу. Став пред Бога, как воззреть на лице Его, если где-либо внутри кроется что-нибудь не изволяющее заповедям Его: ведь пред Богом все открыто, и представшая пред лице Его душа ясно сознает это. Таким образом, дерзновение к Богу истинное, не притворное, искреннее есть знак великой чистоты нравственной. Оно не надумывается, а само собою возникает в сердце, вследствие трудов по исполнению заповедей и приобретаемой чрез то чистоты сердца. Приступание к Богу в молитве и самое молитвословие есть уже показание дерзновения, но не всякий молящийся или молитву деющий есть уже дерзновенен, как «//не всякий глаголяй: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца, Иже есть на небесех//» [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]]. Молимся, уповая, но дерзновение есть высший плод упования, хоть оно вместе с ним и зачинается и зреет. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]