[<10>] ====== Толкования на Пс. 119:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Песнь степеней** //Содержание:// Первую песнь степеней воспевает Богу народ в Вавилоне, скорбя о продолжительности плена и умоляя освободить его. Ст. 1-2 **Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива** Ибо не неправедны ли уста вавилонян, исповедавшие идолослужение? Самый язык называется льстивым, как не изрекающий ничего правого о Боге. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя** Каждый из прочих псалмов имеет собственное над­писание, а здесь несколько псалмов, поставленных вместе, имеют одно надписание: **«песнь степеней»**, или, как говорит другой переводчик, восхождений. Некоторые называют их и степенями. Почему же, скажешь, они так названы? В смысле историческом потому, что в них говорится о возвращении из Вавилона и упоминается о тамошнем плене, а в смысле переносном потому, что они наставляют на путь добродетели: так некоторые понимают их. В самом деле, этот путь, подобно ступеням, мало-помалу возводит человека доброде­тельного и любомудрого и доводит его до самого неба. Другие говорят, что этим указывается на лествицу Иакова, которая была показана ему досягающею от земли до неба. Таким образом, и высшие, неприступные селения делаются доступными для нас, когда подставляются ступени и лестницы. Но так как восшедшие, потому самому, что они взошли на высоту, могут подвергнуться омрачению от головокружения, то не только вос­ходящим, но и достигшим самой высоты, нужно соблюдать пре­досторожность. Эта предосторожность состоит в том, чтобы не смотреть на то, сколько мы прошли, дабы не возгордиться, но смотреть вперед, сколько остается пройти, и стремиться туда. То же и Павел выражает, когда говорит: //«забывая заднее и простираясь вперед»// [[new:fil:03:13|(Флп.3:13)]]. Таков переносный смысл этого слова. Но мы, если угодно, обратимся к истории и посмотрим на освободившихся из плена. Как же они освободились из плена? Любовью к Иерусалиму; напротив те, которые не имели этой любви, нисколько не получили участия в милости Божией, но остались и умерли в рабстве. Если и мы будем подражать им, то испытаем тоже самое. Если мы не будем исполнены любовью к благам небесным и желанием горнего Иерусалима, но постоянно будем привязаны к настоящей жизни, оскверняясь грязью забот житейских, то не сможем достиг­нуть отечества. **«Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня»**. Ви­дишь ли пользу скорби? Видишь ли готовность милосердия Бо­жия? Польза скорби, потому что она привела их к чистой мо­литве; готовность милосердия, потому что оно тотчас явилось к взывающим. То же Бог сделал и прежде, в Египте; по­тому и сказал: //«Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей»// [[old:ish:03:07|(Исх.3:7–8)]]. Так и ты, возлюб­ленный, находясь в скорби, не отчаивайся, не малодушествуй, но тогда особенно и возвышайся духом, потому что тогда мо­литвы твои чище и благоволение Божие полнее, и все время про­води так, чтобы жизнь твоя была исполненною трудов, зная, что //«все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»// [[new:2tim:03:12|(2Тим.3:12)]], и что //«многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»// [[new:act:14:22|(Деян.14:22)]]. Для этого пророк и сказал: **«в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня»**, чтобы ты научился возвышаться мало-помалу и окрылять свои молитвы, чтобы ты не унывал и не отчаивался во время скорбей, но извлекал из них пользу. Если пророк Елисей, человек, не попустил ученику своему отринуть припавшую к нему жену, сказав: //«оставь ее, душа у нее огорчена»// [[old:4ts:04:27|(4Цар.4:27)]], и выразив этим не что иное, как то, что она имела для себя великую защиту и оправдание в скорби своей, то тем более Бог не отринет тебя, приступающего к Нему с прискорбною душою. Потому и Христос ублажает плачущих, а смеющихся называет несчастными. В беседе о блаженствах Он в самом начале говорит: //«блаженны плачущие»// [[new:mf:05:04|(Мф.5:4)]]. Итак, если хочешь восходить по этим ступеням, то отвергни изне­женность и беззаботность, стесни себя прискорбной жизнью, отстань от дел земных. Это – первая степень. Невозможно, никак невозможно в одно и то же время и восходить по лест­нице, и оставаться на земле. **//Беседы на псалмы. На псалом 119.//** ---- Как вода, когда течет по ровному месту и разливается широко, не поднимается вверх: когда же руки искусников утесняют ее всесторонними ограждениями, тогда она от собственного напора быстрее стрелы устремляется вверх: так и сердце человеческое, наслаждаясь всяким покоем, рассеивается и разливается; когда же обстоятельства утеснят его, тогда гнетомое оно воссылает горе чистые и усердные молитвы. И чтоб убедиться тебе, что эти именно, от скорби воссылаемые молитвы, наиболее бывают сильными на небе, послушай, что говорит Пророк: //«Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя»// [[old:ps:119:01|(Пс. 119:1)]]. Воспламеним же сердце свое, и сокрушим душу памятованием грехов, сокрушим ее не за тем, чтоб только утеснить, но чтоб подготовить и услышание молитвы ее, сделав ее трезвенною, бодренною и самых небес касающеюся. **//Святые отцы о молитве и трезвении.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Песнь степеней** //Феодотион// перевел: //песнь восхождений//, а //Симмах// и //Акила//: //на восхождения//. Восхождения или степени указывают на возвращение пленнаго народа из Вавилона. Ибо благодать Духа, провидя и пленение и будущее освобождение, предрекла то и другое, как устрояя полезное для Иудеев, так доставляя сим пользу и нам. Не каждая же песнь степеней предвозвещает одно и тоже, но одна представляет бедствия в Вавилоне, другая – благовестие о возвращении, иная – веселие на пути, иная же – войны, бывшия по возвращении, а иная – построение храма; и разнообразие пророчеств делает, что невозможно и насытиться сим сладкопением. Каждый из сих псалмов представлен так, будто бы воспевается ликом бывших тогда святых; ибо пророческое слово их вводит изрекающими предлагаемое. Первый псалом степеней изображает и бедствия и Божие благоволение. **Ко Господу, внегда скорбети ми воззвах, и услыша мя** Начало псалма показывает и великость скорби и преизбыток Божия человеколюбия. Сетующий говорит: умолял я Владыку, и сподобился благоволения. Потом пересказывает, какия слова произнес он молясь. ===== Евфимий Зигабен ===== **Кo Господу, внеда скорбети ми, воззвах и услыша мя** Я, начинает древний народ еврейский, воззвал к Богу в скорби моего рабства и моего злострадания от скорби, и Бог услышал меня, где воззванием народ сей называет тот вопль, который исходит от скорбной души и сокрушенного сердца к Богу, который один может освободить прибегающих к Нему. Ибо таковой только вопль Бог может услышать тотчас. Слова же сии произносятся, по словам //Феодорита//, от лица благочестивейших из народа еврейского. Слова //Златословесного//: Как воды доколе катятся по ровному месту и имеют большой простор, не поднимаются на высоту; но когда руки мастеров, делающих водопроводы, внизу заградив им разлив, стеснят их, то от сего стеснения быстрее всякой стрелы устремляются на высоту: так точно и человеческая душа, когда наслаждается великою свободою, разодевается и теряется; а когда дела земные, окружив, стеснят ее, то скорбя, как должно, она воссылает на высоту молитвы чисто и усильно. Послушай, что говорит пророк: ко Господу, когда скорбел я, я воззвал, и Он услышал меня. Это говорит сей святитель //в Словах о непостижимом.// А в изъяснении сего псалма говорит так: заметил ли ты, какая польза от скорби? Видишь ли готовность человеколюбия? Польза от скорби та, что она произвела в пленных Иудеях чистую молитву; а готовность человеколюбия в том, что Бог во время самого воззвания их тотчас преклонился к ним, как и в Египте: видя, говорит, Я видел страдание людей моих и услышал стенание их и сошел, чтобы избавить их. Так и ты, возлюбленный, когда находишься в скорби, не отчаивайся, но тогда то особенно и бодрствуй; так как тогда то бывают самые чистые молитвы и особенное благоволение Божие. И //Кирилл// заключает так: Посему скорби суть орудие праведных, так как они делают их способными к доброй жизни; почему и когда взывают к Богу, бывают услышаны. Преподобный //Никита//: Смотри, как приносимая Богу молитва со слезами и душевною печалью принимается: когда скорбел я, говорит, я воззвал ко Господу, и Он услышал меня. Смотри также, как и всегда настоящая жизнь святых проходить в скорби и мучениях: они скорбят и от людей и от бесов. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя** Этим псалмом начинается ряд псалмов, имеющих надпись: **песнь степеней**. Многие толковники склоняются к мнению, что пятнадцать псалмов с такою надписью во время торжественного праздника почерпания воды (в праздник кущей) пелись на пятнадцати ступенях, которые в форме полукруга вели из женского притвора к Никаноровым воротам и в притвор израильтян; от этого, говорят, и получили эти псалмы название – **песни степеней**, т.е. песней на ступенях. Немало толковников и на стороне того мнения, что это «песни восхождения», т.е. песни, какие воспевали пленники во время возвращения (//нача восходити//. [[old:ezd:07:09|Ездр. 7:9)]] из Вавилона в Палестину; но это мнение совершенно неприложимо в отношении к некоторым псалмам, написанным уже после плена. Больше оснований на стороне того мнения, что надпись указывает на употребление этих псалмов при путешествии иудеев на праздники в Иерусалим, так как путешествие в нагорную страну называлось восхождением. Если признать, что молящийся здесь является выразителем не личных только своих чувств, то можно псалом этот считать молитвою благочестивых вавилонских пленников, которые подвергались там разным злословиям и клеветам (подозрениям); такому пониманию псалма соответствуют и слова: //пришельствие//, //пришельствова//. Некоторые толковники думают, что псалом этот написан по поводу враждебных отношений возвратившихся из плена иудеев к самарянам, которые злостно клеветали на иудеев при персидском дворе; при таком толковании прошедшие времена в ст. 1 можно относить к плену и освобождению из плена. Христианин, при чтении этого псалма, имеет в виду свое пребывание среди греховного и развращенного мира и устремляется своим желанием к обителям вечного мира. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Песнь степеней** Под названием //"песнь восхождения"// или с греч. //"песнь степеней"// известна целая серия псалмов, начиная с [[old:ps:120:start|120]] и кончая [[old:ps:133:start|133]]. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в поспепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. "песни степеней" пелись на ступенях храма. Еврейское название "//песнь восхождения"// изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа. [[old:ps:119:start|119]] псалом можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает [[old:ps:119:05|5]] ст. **Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя** //Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага// Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Песнь степеней** Первый из псалмов, имеющих надписание: **Песнь степеней**, 119 – изображает и бедствия народа израильского, и Божие благоволение к нему. «Первую песнь степеней, – говорит св. Афанасий Александрийский, – воспевает Богу народ в Вавилоне, скорбя о продолжительности плена и умоляя освободить его» [3, с. 390]. Эта песнь начинается так: Ст. 1–2 **Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива** Прискорбна и тягостна вообще жизнь рабов и пленников, обиды и притеснения сыплются на них со всех сторон, и потому естественно, что евреи в плену скорбели, перенося эти обиды, и жаловались на оскорбления. Но кто избавил бы их от этих притеснений и оскорблений, если не воззвали бы они ко Господу Богу их? Вот почему от лица всего бедствующего народа пророк говорит здесь: в то время, когда я претерпевал скорби (**внегда скорбети ми**), с усиленною молитвою я обратился к Богу (**ко Господу воззвах**), и Он услышал меня. В особенности много вредили пленникам те враждебные люди, которые, желая причинить им вред и какое-либо зло, клеветали на них, как клеветали впоследствии на возвратившихся уже из плена иудеев самаряне при персидском дворе, силясь воспрепятствовать иудеям в деле построения храма. Вот от таких людей, употребляющих лесть, клеветы и лживые доносы, пророк и умоляет Бога избавить душу его, не просто говорит: «избави мя», – а **избави душу мою**, чтобы показать, что льстецы, клеветники и вообще лукавые люди опасны и вредны не столько для внешней жизни, сколько для души, причиняя ей разные тревоги и опасения. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]