[<10>] ====== Толкования на Пс. 119:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива** То есть, умоляю избавить меня от злоумышляющих, неправедно употребляющих хитрый обман. Таковы были разставившие сети молившемуся Даниилу и злые обвинители Анании и друзей его. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива** Смотри, как здесь сияет евангельская заповедь: //«молитесь, чтобы не впасть в искушение»// [[new:lk:22:46|(Лк.22:46)]]. Подлинно, возлюбленный, ничто не может сравниться с искушением – попасть к человеку коварному; он опаснее дикого зверя. Зверь и кажется тем, что он есть; а тот часто скры­вает яд под видом кротости, чтобы и коварство было неза­метным, и впадал в яму неосторожно попавший. Потому-то пророк часто молит Бога об избавлении от таких злоумыш­ленников. Если же должно избегать людей лживых и ковар­ных, то тем более – развратителей, проповедующих нечести­вое учение. Особенно можно назвать **«устами неправедными»** те, которые отклоняют от добродетели и увлекают к пороку. Поэтому пророк и просит Господа избавить от них душу его, потому что туда проникают стрелы их. **//Беседы на псалмы. На псалом 119.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его** Еще объясняя осмнадцатый псалом, сказали мы, чем различаются закон, свидения, оправдания, судьбы, заповеди. Впрочем кратко напомянем сказанное там. Законом Пророк называет закон, данный Богом всяческих чрез божественнаго Моисея; заповедями и повелениями – тот же опять закон, как царственно преподанный и постановленный; оправданиями, как имеющий силу оправдывать исполняющаго оный; судьбами же, как указующий Божественныя определения и достойныя воздаяния живущим законно и противозаконно; и свидениями, как свидетельствующий и показывающий, каким наказаниям подвергнутся преступающие закон. Посему и здесь Пророк ублажает тех, которые непрестанно испытывают свидения Божии; и всем сердцем взыскуют Бога. Но сие возможно не всякому, а только достигшему самаго верха добродетели; ибо таковый не делит ума своего на помышления и о Боге, и о житейских попечениях, но всего себя посвящает Богу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива** Сего то, кажется, народ просил у Бога, когда в скорби воззвал, как сказано выше. Или между прочим желал и сего. Здесь устами неправедными называет те уста, которые говорят неправду на высоту, как написано в [[old:ps:072:08|72]]м псалме: неправду на высоту говорили; а равно уста неправедные суть уста клеветников и вообще всех беззаконных и язык льстивый есть также язык клеветников и беззаконных или и наветников. Слова //Феодорита:// Таковы были те, которые поставили сети Даниилу касательно молитвы и те, которые оклеветали пред Навуходоносором трех отроков. //Златоуста//: Смотри, как здесь ясно видна заповедь Евангельская: молитесь, да не впадете в искушение. Ибо ничто не может сравниться с тем искушением, когда кто попадается в руки льстивого человека, который злее самого зверя, ибо зверь таков и есть, каковым кажется; а сей часто прикрывает яд покровом ласковости, почему хитрости его трудно приметить и неосторожно попадающийся ему ввергается в пропасть. Сверх того устами неправедными можно назвать //те//, которые вредят добродетели и ведут ко злу.// Никиты Стафийского// Под устами бесов, мысленно нападающих на нас, разумей страстные и нечистые помыслы, а под языком мысль, движущуюся не по природе душевной, по которой они и говорят в сердцах наших всякую неправду и движут внутреннего человека. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива** Ссылаясь на то, что Господь уже внимал прежним молитвам псалмопевца, он снова молится Богу о помощи, так как чрезвычайно сильны и тяжелы его страдания, особенно от злобной и ядовитой клеветы врагов. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива** //"Устами лживыми"// и //"языком лукавым"// называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива** См. Толкование на [[old:ps:119:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 119:1]] [<10>]