[<10>] ====== Толкования на Пс. 119:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** См. Толкование на [[old:ps:119:03#svt_afanasij_velikij|Пс. 119:3]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** **«Стрелами»** здесь опять он называет наказания. Другой переводчик говорит (Симмах и Феодотион): //«стрелы сильного изощрены, с углями, собранными в кучу»// (μετὰ ανθρα᾿ κων εστοιβασμένων). Третий (Акила): //«с углями можжевело­выми»// (σύν αθρακίαις ὰρκευθίναις), – такими переносными выражениями увеличивая страх наказания. И то – с собранными в кучу, и это – с можжевело­выми – заключает в себе одну мысль; только там представ­ляется количество, а здесь качество и сила наказания. То же выражают и семьдесят толковников словами: **со угльми пустын­ными**, т.е. опустошительными, разрушительными, истребитель­ными. Вещами, страшными для нас, Писание означает и Божии наказания, называя их стрелами и огнем. А здесь, мне ка­жется, указывается также на иноплеменников, потому что дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.), выражая это, говорит: //«избавь душу мою от уст лживых»// (απο χείλους ψευδους). Таковы их слова, таковы козни и злоумыш­ления, исполненные лжи и всякого нечестия. **//Беседы на псалмы. На псалом 119.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** См. Толкование на [[old:ps:119:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 119:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Стрелы сильного изощрены со** (вместе)** угльми пустынными** (опустошающими) И сии слова сказаны Давидом в утешение того, который выше просит о избавлении от языка льстивого. Он советует ему не печалиться, потому что стрелы у крепкого Бога изощрены против беззаконных и льстивых людей и вместе с ними (приготовлены) истребительные и опустошительные угли, дабы в одно и то же время и стрелы поражали и угли жгли и истребляли. А стрелами и углями назвал различные наказания. Некоторые же под сильным разумеют диавола; потому что он побеждает ленивых и нерадивых и владеет ими; а под изощренными стрелами вместе с истребительными углями разумеют страстные помыслы, влагаемые диаволом, которые весьма скоро входят в душу и сожигают и истребляют добродетель, как говорит Григорий Нисский. Их то и Павел называет раскаленными стрелами лукавого [[new:ef:06:16|(Еф. 6,16)]]. Слова //Василия//: Домогается изощренных стрел сильного для уврачевания льстивого языка; желает также, чтобы возгорались и опустошающие угли, чтобы, если кого не тронут по причине сердечного ожесточения стрелы словесные, было для них готовое наказание, которое назвал опустошающими углями. Ибо те, которые удалили себя от Бога и сделались пустынею, имеют нужду в уготовлении для них опустошающих углей. //Феодорита//: Итак, не унывай, когда тебя поражает стрела льстивого языка: ибо готовы наказания, посылаемые от праведного Судии, которые по своему действию подобны самым острым стрелам и опустошающим углям. Итак, чего ты еще более желаешь, чтобы тебе дано было? И какого другого прибавления для себя требуешь после такого приготовления со стороны сильного против нечестивых? //Другой// перевел так: С углями можжевеловыми или можжевельника; так как сии угли сильнее других и не загаснут весьма долго. А можжевельник по виду похож на кедр; листья же у него подобны кипарисным. А преподобный //Никита// изощренными стрелами сильного называет четыре главные добродетели: благоразумие, правду, мужество и целомудрие, а под углями предварительно разумеет тело и кровь Господа, которых мы причащаемся, а за сим и огненные слезы, пламенные воздыхания сердца и молитву с умилением, которыми уязвляется и поражается диавол и опустошается вся бесовская сила и уста злых помыслов. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** В ст. 4 он отвечает на это: есть такое наказание! Оно состоит в строгом, внезапном наказании от всемогущего (сильного) Бога. **Со угльми** – имеет значение: равно как, так же как и угли; стрелы достанутся тебе, равно как и угли... **Пустынные** – т.е. угли опустошающие, истребляющие все, к чему ни прикасаются вследствие сильного в них жара. Некоторые разумеют здесь дроковый или можжевеловый кустарник, растущий в пустыне, из которого пустынные жители Аравии приготовляют уголья. Дроковые угли дают очень сильный жар, долго тлеют под пеплом и служат здесь, как и стрелы, образом сильного наказания. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** Псалом говорит, что израильтяне просят Господа об избавлении от языка льстива, от людей, которые обманывали народ пустыми обещаниями; потом обращается к сим людям и говорит: какая польза в неправедном и льстивом языке? Что приобретешь ты льстивым языком? Гнев Божий, который, как стрелы сильного с углями пустынными, поразит тебя. Стрелы разженные встречаются и у св. апостола. Говорят, что в древности к стрелам присоединяли горящий можжевельник, дабы горящие иглы делали раны неисцелимыми. //Пустынные// - или потому, что можжевельник растет в пустыне, или это значит - //опустошающие//. **Угли пустынные,** - опустошающие, см. отд. 1. [[old:ps:119:05|Ст. 5.]] //Селения Кидарския.// По Афан., Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне; ее населяют племена сарацынов. Псалом сей Феод, относит к пленению вавилонскому; но правильнее - к бегству Давида. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** См. Толкование на [[old:ps:119:03#lopuxin_ap|Пс. 119:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными** См. Толкование на [[old:ps:119:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 119:3]] [<10>]