[<10>] ====== Толкования на Пс. 122:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Песнь степеней** //Содержание:// Четвертая песнь содержит в себе молитву возвращающихся и многие годы пребывающих в пути. Утомленные путешествием просят себе у Бога милости и пощады, как уничижаемые язычниками. Почему Дух, утешая их, ответствует им и говорит: поношение гобзующих ([[old:ps:112:04|Пс. 112:4]]). Ст. 1-2 **К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны** **К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку гocnoдий своих.** Очи тех, в ком дух работы в боязнь, в руку господий и госпожи: а очи того, в ком дух сыноположения, ко Господу Богу ([[new:rim:08:15|Рим. 8,15]]). **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **К тебе возведох очи мои, живущему на небеси** Видишь, как везде видна польза плена. Те, которые всегда привязаны были к земле, надеялись на ассириян и египтян, на крепость стен, на множество богатства, теперь отрешаются от всего этого, прибегают к непобедимой дес­нице, обращаются к этой надежде, приобретают высокие мысли и, отказавшись от земли и лишившись храма, – потому что храм их был разрушен, – призывают наконец самого Бога с неба. Он называется живущим на небе, не потому, чтобы ограничивался местом, – нет, Он, все наполняет, – но потому, что Он преимущественно обитает в тамошних силах, по­добно как говорится, что Он обитает и в людях: //«вселюсь в них и буду ходить в них»// [[new:2kor:06:16|(2Кор.6:16)]]. Таким образом, находясь в стране иноплеменников, иудеи научились немалым истинам, именно – отрешаться от земли, и ясно понимать, что Бог везде скоро внемлет, когда призывают Его. Так как, наконец, по­являлся луч новой жизни, то пророк и начинает касаться будущего, отвергая мало-помалу и прикровенно закон о соблю­дении мест. **//Беседы на псалмы. На псалом 122.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Песнь степеней** И этот псалом показывает благочестие тогдашних праведников. **К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси** Пренебрегая всякое человеческое вспоможение, ожидаю Твоей помощи, Владыка, и от Твоего завишу промышления; ибо знаю, что Ты – Владыка небес. Сказал же Пророк, что Богь живет на небеси, не как описуемый местом, но как веселящийся о небесных силах, живущих на небеси. ===== Евфимий Зигабен ===== **К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси** И в сих словах пророчество от лица евреев, находившихся в пути при возвращении из Вавилона в Иерусалим. Сказано, что Бог живет на небе, потому что Он почивает там в чистых и святых силах, как изъясняет //Златоуст//; так как и о находящихся на земле святых сказал: вселюсь и буду ходить в них [[old:lev:26:12|(Лев. 26,12)]]. Тех ли, которые были с Зоровавелем и Иисусом сыном Иоседека, или тех, которые были при Неемии и Ездре: они то изнемогая на пути просят у Бога милости и щедрот, как уничиженные. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси** Псалом этот представляет исполненную доверчивости (**возведох очи**) молитву Израиля ко всемогущему Богу. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Содержание псалма составляет изображение того напряженно-молитвенного ожидания, каким были полны евреи пред временем окончания плена и пред возвращением на родину. **К тебе возведох очи мои, живущему на небеси** //Только к Тебе, Господи, Живущему на небесах, мы обращаемся с молитвою, и только от Тебя ждем милости, как раб или рабыня ждут награды от своих господ// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Песнь степеней** Псалом сей есть четвертый в ряду тех, которые имеют надписание **Песнь степеней**. Он есть не что иное, как молитва, с которою обращаются к Богу люди униженные, притесненные и оскорбленные. Св. Иоанн Златоуст и большая часть истолкователей псалмов относят и сей псалом к разряду тех, в которых говорится о бедственной жизни иудеев, бывших в плену вавилонском. Из немногих, но очень выразительных изречений сего псалма нетрудно узнать положение народа, который, только что избавившись, по милости Божией, от бедствий продолжительного пребывания в чужой стране, между надменными, недружелюбными язычниками, и в самом отечестве своем продолжал оставаться в великом озлоблении и поношении, принужденный жить в соседстве с ненавистными самарянами и другими враждебными народами. Ст. 1–2 **К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу Нашему, Дóндеже ущедрит ны** Пророк обращается с молитвою к живущему на небесах Богу, сначала (ст. 1) в единственном числе, а потом [[old:ps:122:02|(ст. 2)]] во множественном, очевидно, выражая эту молитву от лица верующего и искренно преданного Богу народа. Мы, говорит он, молим Тебя, Господи, как вполне преданные Тебе рабы, сознавая, что ни от кого другого не получим мы милости и нужной нам помощи, как только от всемогущего Владыки и Господа нашего, Который один только может и наказать, и помиловать нас. И молясь так, пророк сравнивает положение свое с положением **рабов и рабынь**, которые, будучи наказуемы **от господ своих**, смотрят **руки их**, и тем как бы испрашивают умилостивления, чтобы перестали их наказывать. «Вот, как глаза рабов устремлены на руку господ их, как глаза рабы на руку госпожи ее: так очи наши – к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас». По замечанию блж. Феодорита, здесь «для того сделано сравнение с рабою, чтобы усилить и увеличить выражение любви, потому что служанки, как слабейшие по своей природе и находящиеся во внутренних клетях с своими госпожами, более смотрят в руки их, нежели рабы в руки господ своих, и первые более любят госпож своих, нежели рабы своих господ» [7, с. 1010]. К словам: **дондеже ущедрит ны**, – св. Иоанн Златоуст делает такое примечание: «доколе даст нам щедроты. Не сказал: доколе даст награду или воздаяние, но доколе помилует. Так и ты, человек, ожидай непрерывно, не отступай, получишь ли или не получишь, не отступай и получишь все. Не видишь ли, как служанки зависят от госпож? Не позволяют себе ни мыслию, ни глазом блуждать вне. Так делай и ты, следуй одному только Богу, оставя все прочее, будь в числе принадлежащих к Нему, и ты получишь непременно, чего ни попросишь на пользу» [7, с. 1010]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]