[<10>] ====== Толкования на Пс. 124:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Ублажи, Господи, благия и правыя сердцем. Уклоняющыяся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: мир на Израиля** Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«благотвори»// (αγαθοποίησον). **«А склонных к хитрости накажет Господь с совершающими беззаконие. Мир Израилю!»**. Видишь ли, что начало всего зависит от нас – и удостоиться благ и получить наказание? Но хотя начало от нас, однако и при этом сияет великий свет человеколюбия Божия. Он с великим избытком побеждает нас Своими воздаяниями; за грехи Он налагает соразмерное наказание, а за добрые дела дает превосходней­шее воздаяние. **«Правыми»** пророк называет здесь людей не лу­кавых, простосердечных, не имеющих в себе ничего скрыт­ного и коварного. Такой правоты особенно Бог ищет везде. Такова добродетель: она проста и открыта, а порок напротив изменчив, извилист и запутан; это можно видеть на опыте. **«Мир Израилю!»**. Молитвою (пророк) заключает речь. Таковы души святых: с увещанием и советом они соеди­няют молитву, доставляя слушающим величайшую помощь. **«Мир»** здесь он разумеет не только чувственный, но и высший, от которого и тот происходит; молится, чтобы душа не восставала сама на себя, воздвигая борьбу страстей. **//Беседы на псалмы. На псалом 124.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ублажи Господи благия и правыя сердцем** Показав правдивость Божию, приносит праведную молитву; ибо умоляет, чтобы добрые сподобились соответственных воздаяний. Сие сказал и Господь: //«в нюже меру мерите, возмерится вам»// ([[new:mf:07:02|Мф.7:2]]); и: //«блажени милостивии, яко тии помиловани будут»// ([[new:mf:05:07|Мф.5:7]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Ублажи, Господи, благия и правыя сердцем** Пророк оканчивает сей псалом молитвою и говорит: Господи, дай блага благим, имеющим сердце правое и прямое, людям не имеющим хитрости и лукавства. //Феодорита//: Пророк не просит ничего обидного, но только того, чтобы добрые получили добро, а те, которые оставили прямой путь и вступили в развращенные и сбивчивые, нашли соответственный сему конец. //Оригена//: Благие суть те, которые исправили свои нравы, а правые по сердцу суть держащиеся здравого учения. Бог же являет блага не всем, но только благим и правым. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 **Ублажи, Господи, благия и правыя сердцем. Уклоняющыяся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: мир на Израиля** Да, Господи, прими под Свою спасительную защиту Своих верных, и накажи злобных врагов наших; тогда наступит мир Израиля. Под **развращениями** LXX могли разуметь неровные кривые пути, но вероятнее они разумели веревки, или узы греха, в которые нечестивец сам себя отдает, или же силки, которые он коварно подставляет другим, или узы, которыми он заковывает, скручивает до задушения. **Уведет** – истребит их, уничтожит. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Ублажи Господи, благия и правыя сердцем, уклоняющияся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: мир на Израиля** Как видно из предыдущего, пророк опасался соблазна со стороны беззаконных, чтобы благочестивые израильтяне, долгое время состоя под властию последних, не соблазнились примером их и не уклонились в развращенные пути греха и беззакония, а потому, обращаясь к Богу, он молится за благочестивых, называя их **благими и правыми сердцем**, т.е. искренно верующими, и, прося им милости и всяких благ (**ублажи, Господи**), в то же время он угрожает имеющим подвергнуться соблазну беззакония и развращения праведным судом Божиим, по которому все соблазнившиеся и уклонившиеся **в развращенные** пути подвергнутся одинаковой участи с беззаконными: **Господь отведет** всех вместе в одно место **с делающими беззаконие**. А **правии сердцем**, по разлучении злых от добрых, насладятся истинным и вечным миром, которым пророк и благословляет Израиля; причем словами: **правии сердцем** – он отличает истинных израильтян от тех, которые любили величаться званием потомков Авраама [[new:in:08:33|(Ин. 8:33)]], и были лицемерными израильтянами, только вредившими делу веры и благочестия. Благословляя Израиля миром, пророк молится, чтобы по истреблении нечестивых был мир и благополучие у благочестивых, так что, если бы и из последних некоторые не удержались, то мир возвратился к благим и правым. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]