[<10>] ====== Толкования на Пс. 125:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** См. Толкование на [[old:ps:125:05#svt_afanasij_velikij|Пс. 125:5]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** Когда он говорит: **«уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои»**, то говорит не о хлебе, а о делах, научая слушателя не унывать в страданиях. Как сеятель не унывает, хотя ему предстоит много трудностей, представляя обильную жатву, так и страждущему не должно унывать, хотя бы много встретилось ему прискорбного, ожидая жатвы, представляя плоды, происходящие от страдания. **//Беседы на псалмы. На псалом 125.//** ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** Иное дело - молитва, а иное - созерцание в молитве, хотя молитва и созерцание заимствуют себе начало друг в друге. Молитва есть сеяние, а созерцание - **собирание рукоятей**, при котором жнущий приводится в изумление неизглаголанным видением, как из малых и голых посеянных им зерен вдруг произросли пред ним такие красивые класы. //**Слово 16.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Ходящий хождаху и плакахуся, метающи семена своя: грядуще же приидут радостию в воскресении, вземлюще рукояти (снопы) своя** Ибо как водою и духом мы возрождаемся в крещении, так водою слез, огнем и жаром умиления мы вновь обновляем свое крещение, очищаемся и становимся причастниками Святого Духа. Потому ни крещение, ни истинное слезное умиление никогда не дается без содействия Святого Духа. И не удивляйся тому, что часто в самый час крещения рождается в нас умиление. Ведь мы получаем, будучи еще младенцами, в крещении благодать и отпущение, но, возрастая в грехах, мараем и угашаем эти [дары]. Слезами же до старости и до последнего вздоха мы можем ежедневно вновь креститься и очищаться, как говорится далее в псалме. **//Слово на шестой псалом.//** ===== Блж. Августин ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** **Идущие шли и плакали, бросая семена свои.** Почему плакали? Потому что были среди несчастных, и были несчастны. Лучше, братья мои, чтобы не было ни одного несчастного, чем чтобы занимался ты делами милосердия: кто желает, чтобы были несчастные для его дел милосердия, у того жестокое милосердие, подобно тому, как если врач желает, чтобы было много больных для его упражнений во врачебном искусстве, то это жестокое врачебное искусство. Лучше пусть все будут здоровыми, чем чтобы изощрялось искусство врача. Потому лучше, чтобы все блаженно царствовали на той нашей родине, чем чтобы было кому раздавать милостыню. Однако пока есть такие, которым нужно ее раздавать, не будем унывать и будем сеять семена в этих тяготах. И хотя сеем с плачем, однако жать будем с радостью. При воскресении мертвых каждый возьмет свои снопы, то есть плод сеяния, венец радостей и ликования. Тогда будет торжество веселящихся и ругающихся этой самой смерти, над которой мы плакали. Тогда скажут умершие: //Где твоя, ад, победа? Где твое, смерть, жало?//[[new:1kor:15:55| (1Кор 15:55)]] Но отчего они уже радуются? Оттого, что //несут снопы свои.// Почему бросая семена свои? //Потому что сеющие в слезах пожнут в радости.// Этим Псалмом более всего мы хотели побудить вас к делам милосердия, потому что отсюда нужно восходить, и вы видите, что песнь ступеней поет восходящий. Помните об этом; не любите нисходить, вместо того чтобы восходить, помышляйте о восхождении. Ибо //сходящий из Иерусалима в Иерихон попал в руки разбойников//. Не нисходил бы – не попал бы. Вот нисшел Адам – и попал в руки разбойников, а Адам – это мы все. Но прошел мимо священник и пренебрег им; прошел левит и пренебрег, потому что закон не мог исцелить. Проходил некий Самаритянин – то есть Господь наш Иисус Христос. (Помните, Ему сказали: //Не правду ли мы говорили, что Ты самаритянин и что в Тебе бес?// А Он не сказал: “Я не самаритянин”, но сказал: //беса во Мне нет// [[new:in:08:48|(Ин 8:48–49)]]. Дело в том, что самаритянин переводится как “страж”, и если бы Он сказал: “Я не самаритянин”, – тем самым сказал бы: “Я не страж”. А кто лучше охранит? Отсюда и взято подобие.) Проходил Самаритянин, и //оказал ему милосердие//, как вы знаете. Лежал же тот на дороге израненным оттого, что нисходил (из Иерусалима в Иерихон). Самаритянин не пренебрег нами. Он позаботился о нас, поднял нас на ездовое животное, то есть воспринял в Свою плоть; довез до постоялого двора, то есть в Церковь; поручил хозяину, то есть Апостолу; дал два динария на уход и лечение – любовь к Богу и любовь к ближнему, ибо на этих двух заповедях покоится весь закон и все пророки [[new:mf:22:40|(Мф 22:40)]]. Притом Он сказал хозяину постоялого двора: //Если потребуется больше, при возвращении воздам тебе// [[new:lk:10:35|(Лк 10:35)]]. Больше понадобилось Апостолу, потому что хотя Апостолам было позволено, как воинам Христовым, взимать дань с завоеванных Христом, однако он руками своими трудился и прибытки свои раздавал завоеванным ([[new:1kor:04:12|1Кор 4:12]]; [[new:1sol:02:09|1Фес 2:9]]; [[new:2sol:03:08|2Фес 3:8–9]]). Все это произошло; и раз мы спустились и были ранены, давайте восходить, петь и продвигаться вперед, к цели. //**Толкование на Псалом 125-й.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: Грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** Ту же мысль Пророк выразил различно, желая разнообразием учения доставить большую пользу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя** Здесь от общего выше сказанного снова Давид обращается к частному и говорит об Иудеях в плену, что когда они шли в плен, то шли и плакали, сея, как мы сказали, слезами надежду на свободу и спасение свое. //Златословесного//: Всякий человек, если хочет приобресть что либо полезное, должен подвергаться трудам и изнурению. Итак, слова пророка значат следующее: что должно радоваться не только при возвращении, но и во время плена, и как за первое, так и за второе, приносить благодарение. Ибо то были Семена, a сие самые пироги. Итак, когда, говорит, метая семена, не о пшенице говорит, но о делах, научая слушателя не сетовать в скорбях. Ибо как тот, кто сеет, не сетует, хотя и много трудностей у него, так и скорбящий не должен негодовать, хотя и много печального у него, когда ожидает сладкой пищи, плодов, изобилия—сей прибыли, рождающейся от скорби. //Великого Василия//: Слезы и радость не от одних начал получают свое бытие. Слезы обыкновенно рождаются тогда, когда нечаянный какой нибудь случай, подобно удару, поражает и повергает в уныние душу, и кровь около сердца стесняется; когда внутренность мозга, будучи наполнена парами, происшедшими от печали, которые от скопившейся во внутренности теплоты поднимаются вверх, как бы посредством некоторых каналов—глазных отверстий, облегчается от тяготящей ее влаги; и облако в капли, как густота паров разрешается в слезы; напротив радость есть как бы некое играние души, восхищающейся благополучным течением дел, и почти скачущей и только что от удовольствия не исторгающейся из тела (Слово о благодарении.) **Грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** Когда, заключает, евреи будут возвращаться из плена в отечество свое—Иерусалим, тогда будут нести с радостью снопы посева своего, т. е. пожнут плод надежды на освобождение свое, который сеяли со слезами: потому что как семя пшеницы требует для произращения плода дождей, так и семя надежды требует для плодородья слез; и как нива имеет потребность в вспахании и разделении сохою на борозды; так и душа имеет нужду в искушениях и скорбях для умягчения жестокостей ее, дабы не произрастила тернов и репейников— страстей и других подобных, по выражению божественного //Златоуста//, растений греха. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** См. Толкование на [[old:ps:125:05#ep_irinej_orda|Пс. 125:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** См. Толкование на [[old:ps:125:05#lopuxin_ap|Пс. 125:5]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя** По принесении молитвы к Богу о скором возвращении пленных, пророк аллегорическою речью увещевает здесь самих пленников, чтобы они охотно предприняли нелегкий труд путешествия и не питали сильного пристрастия к тем предметам, которые приобрели они в чужой земле, и вместе с тем не теряли надежды, что, возвратившись в отечество, они здесь обогатятся приобретениями лучшими и большими. При этом он употребляет подобие, взятое от сеющего и жнущего. Как сеющий обыкновенно со слезами, т.е. с печалию и скорбию, бросает семена пшеницы в землю, потому что не знает, что даст ему земля, возвратит ли отданное ей, с потерей времени и труда; но когда приходит время жатвы, он с радостию пожинает плоды трудов своих, потому что видит, что посеянное не только не пропало, но возвратилось с прибылью. «Идет и плачет несущий семена (свои) для сеяния, пойдет с пением несущий снопы свои» (пер. с евр.). Пророк не делает прилежания этой притчи к пленникам, но каждый сам может легко догадываться, к чему она клонится. Как земледельцы, выходя из домов своих в поле для сеяния, не радостно, а со слезами делали посев свой, как лишившиеся достояния своего, так и они шли в плен с плачем, как бы поливая слезами надежду на освобождение и спасение. А когда получили свободу, то возвращаются в отечество с радостию, как земледельцы, возвращающиеся с полей, по окончании жатвы, – с руками, наполненными снопами пшеницы (вземлющи рукояти своя). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]