[<10>] ====== Толкования на Пс. 127:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля** Разумеет обетования. Ибо как первые плоды суть порождения души боголюбивой, так плоды вторые суть обетования. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля** Но многие, скажешь, боявшиеся Бога, оста­лись бездетными. Что же из этого? Мы подвизаемся не для настоящих благ, но преимущественно для угождения Богу, а потом в надеждах на будущее. Тогда (в ветхом завете) было это наградою; а теперь – небо и блага небесные. Если ты и при страхе Божием не имеешь детей, то почему знаешь, не дал ли Он тебе других благ, больших этого благополучия? Он, //«богатый милостью»// [[new:ef:02:04|(Еф.2:4)]], не одним способом благодетельствует всем, но различно. Сколь многие, имевшие детей, считали бла­женными не имевших? Сколь многие, имевшие богатство, кон­чили жизнь несчастнее бедных? Сколь многие, наслаждавшиеся славою, как бы пронзены были этим мечом и потерпели же­сточайшие бедствия? Не исследуй же происходящего и не требуй отчета от Бога, но переноси все мужественно и с благодарностью; в особенности не привязывайся ни к чему настоящему. **«Мир Израилю»**. Другой переводчик говорит: //«и узри сыны сынов твоих, мир на Израиль»// (ιδε… είρήνην). Молитва, соответствую­щая обществу. Этого особенно желают те, которые изнурены продолжительною войною. Какая для них польза в осталь­ном, если нет мира? Потому он и обещает им главное из тогдашних благ, – безопасность, мир, и притом постоян­ный; это преимущественно и есть дело промысла Божия – давать и не допускать лишения. Человеческие предметы по самой природе своей скоропреходящи и непостоянны; поэтому, желая по­казать, что это дается им не просто, но по высшей воле и ма­новению Божию, пророк сказал: **«во все дни»**, – обещал мир по­стоянный. Так и было, сколько это зависело от Бога. Если же он был нарушен, то опять это произошло от их нечестия. Как тогда, когда Бог угрожает людям наказаниями, а они покаянием отклоняют гнев Его, Он останавливает наказа­ния, так и тогда, когда обещаются блага, а имевшие воспользо­ваться обещанием окажутся недостойными, Он не исполняет обещания. Итак, сколько зависело от Него, Он обещал им мир **«во все дни»**; но они своим нечестием нарушили дар. Го­ворю это для того, чтобы мы не отчаивались, когда Он угро­жает, но покаянием отклоняли гнев Его, и не предавались бес­печности, когда Он обещает блага, но ревностью и исправно­стью в жизни доводили обещания до исполнения. Если мы не будем поступать так, то одно обещание не может спасти нас. Так и Иуде было обещано, что он сядет на престоле с один­надцатью учениками, но он не сел; а причиною тому не Обе­щавший, но сам Иуда, оказавшийся недостойным обещания. **//Беседы на псалмы. На псалом 127.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля** См. Толкование на [[old:ps:127:06#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 127:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля** **И узриши сыны сынов твоих** Да насладишься, говорит, ты боящийся Бога, чувственно сынами и детьми приемниками рода твоего, а в высшем смысле умственноприемниками и учениками благочестия и добродетели твоей, которых ты научишь и вразумишь духовно. Слова //Златословесного//: Тногие боящиеся Бora во всю жизнь были бездетны. А наградою тогда были дети, как ныне—небо и блага небесные. А если ты не имел детей, хотя и боишься Бога; из чего можешь знать, что лишив тебя сего блага, Он не дал тебе чрез сие самое других больших? Ибо не одним образом Он благодетельствует всем, но различно, как богатый. Сколько таких, которые, имея детей, называют счастливыми не имебщих? Для сего то тебе повелено приносить такую молитву, в которой просишь только об одной чувственной вещи, а более ни о чем; ибо все прочие прошения нами считаются о небе и небесном царстве, о строгой жизни и об освобождении от грехов, а о чувственном только одно изречение повелевается произносить: какое? хлеб наш насущный дай нам сего дня. Ибо как мы призваны уже в другое отечество и назначены для лучшей жизни, то должны приносить и молитвы, соответственные оной, а от сих чувственных благ, хотя бы лились рекою, удаляться с великим старанием. //Феодорита//: А что и в древности не почиталось благом приобретение чувственных вещей, это показал //Исаия// так: пусть не говорит евнух: я дерево сухое: потому что так говорит Господь евнухам (скопцам): Я дам им в доме моем и в ограде моей место знаменитое, лучшее нежели сыны и дщери [[old:is:56:03|(Исаии 56,3)]]. **Мир на Израиля** То же самое сказал и в конце [[old:ps:124:start|124]]го псалма. Израиль здесь разумеется не только древний Иудейский народ, но и новый христианский, как мы это замечали многократно. А если впоследствии времени прекратился и оскудел мир Божий и над новым Израилем, то причиною сего оскудения сами христиане, как оказавшиеся, по своему нерадению, недостойными такового мира Божия: потому что и тогда, когда Бог грозит нам наказанием, мы не должны отчаиваться, но должны покаянием утолять гнев Божий, подражая Ниневитянам; а равно, когда обещается дать им благо, мы не должны быть ленивы, но еще большею тщательностью и исправлением жизни нашей привлекать к себе сии обещанные блага. Бог обещал и Иуде сидение на престоле вместе с прочими чистыми учениками и апостолами для произведения суда над двенадцатью израильскими племенами: и вы, говорит, сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых [[new:mf:19:28|(Матф. 19,28)]]; но он, сделавшись потом сребролюбцем и предателем, пресек путь к исполнению сего обещания Божия, сделав себя, по изъяснению //Златословесного// недостойным оного. //Феодорита//: Желает Израилю мира. Но истинный мир есть мир с Богом. А плотский Израиль, потеряв оный, лишился и другого. //Евсевия//: Мир на Израиля (разумеется) внутренно такового, которому похвала не от людей, но от Бога. Ибо Израиль означает не наименование рода еврейского, но правоту боголюбезного нрава; подобно тому как и врачу честь не от имени, а от знания. //Златословесного//: Какая выгода от прочего, если нет мира? Итак, он обещает им главное из тогдашних благ—безопасность и мир, притом непрерывный. //Стифатийского//: Ум по своей крайней чистоте видящий Бога,—ибо это значить: Израиль, вдруг. сделавшись уже спокойным и достигнув мира в помыслах, успокаивается от всех дел своих—как от деятельного любомудрия, так и от созерцания природы, входит при содействии Духа в глубины богословия и успокаивается в Боге. ===== Беда Достопочтенный ===== **и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля** Под сыном здесь подразумеваются дела, по свидетельству псалмопевца, который, произнося благословения доброму мужу, среди прочего говорит: //сыновья твои, как масличные ветви.// И ниже: **увидишь сыновей у сыновей твоих**. Ведь неверно, что боящийся Бога не может быть блажен, если не родит детей и внуков; верных дев ждет лучшая награда. Нет, дети - это дела, а внуки - плоды дел, то есть вечная награда. //**Изложение Откровения.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля** См. Толкование на [[old:ps:127:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 127:6]] [<10>]